Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Зима (обобщение)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сапарова Елена Николаевна

Занятие посвящено обобщению знаний по теме "Зима". Приведены примеры различных игр на расширение словаря, на развитие  лексико-грамматического строя речи, включены задания на развитие фонематчиеского слуха, памяти, винмания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»); установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения) .
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов) .

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Продолжать формировать умение слушать других детей, взрослого, в случаях затруднения оказывать помощь;
  • Формировать умение работать вместе, командой.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «Волшебный снежок» (ватный комочек); игрушка снеговика; предметные картинки с изображением листьев, насекомых, цветов, травы; коньков, санок, деревьев в снегу; карточки со словами, мешочек.

Предварительная работа: Расширение знаний детей о признаках зимы, накопление словаря признаков и действий.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в гости к другу, хотите узнать кто он?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.

Загадка:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Кто это ребята?

Дети: Снеговик.

2.Воспитатель: Снеговик ждал нас в гости и приготовил для вас подарок. Это -  книжка-загадка (показывает ее детям). В ней много интересных заданий, я надеюсь, что мы с ними справимся.

Как вы думаете, в какое время года мы можем встретить снеговика?

Дети: Зимой.

3.Воспитатель: Итак, Первое задание, которое для вас приготовил Снеговик  (конверт № 1). «Знаете ли вы чего  не бывает зимой?»

Игра   «Чего не бывает?»  (усвоение род.п. существительных) (на столе картинки с изображениями листьев, насекомых, цветов, травы; коньков, санок, деревьев в снегу).

Воспитатель: Предлагает детям подойти к столу и выбрать ту картинку с изображением нехарактерных для зимнего времени года. Нужно выбрать ту картинку, на которой изображено явление, не характерное для зимнего времени года.

Дети (выбирают картинки и закрепляют на мольберте).

Сопровождают свой выбор построением предложения.

«Зимой не бывает радуги  (цветов, листьев, дождя, птиц в гнезде, дети купаются)».

Детям предлагается присесть за столы.

4.Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Снеговик доволен вашими ответами.

А сейчас выполним следующее задание Снеговика «Отгадай загадку».

Показ презентации

Воспитатель: (Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —… (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Воспитатель: Вспомните, про какие предметы загадал вам Снеговик загадки?

Дети:  снег, снеговик, снежинка, снегурочка, снежки, снегирь, снегопад, снегокат, снегоход.

Воспитатель: Как  вы думаете, что можно про эти слова.

Дети: Эти слова похожи.

Воспитатель: В этих словах есть общая часть – снег.

Их еще называют родственные слова. Повторим хором.

5. Воспитатель: Наш друг Снеговик хочет узнать кто из вас самый внимательный. Для этого предлагает поиграть в игру «Посчитай».

6. Воспитатель:  предлагает детям поиграть (дети встают в кружок)

Ребята, скажите, что дети больше всего на свете любят лепить из снега?

Дети: снежки.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)

Раз — подбросим

 Два — поймаем

 Три — уроним

 И… сломаем. (Выполнение соответствующих словам действия)

7. Воспитатель: Художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговиков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговиков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

 (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую… »

 (Воспитатель хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

8. Воспитатель: А вот и следующее задание от Снеговика.

Игра  «Прочти правильно»

Воспитатель: Посмотрите на картинку и ответьте, что дети катают из снега?

Дети: ком:

Воспитатель: Вот сейчас Снеговик предлагает выложить это слово на столе, используя «Цветные фонарики».

Дети  производят звуковой анализ слова, выкладывая каждый звук нужным цветом.

Дети  производят звуковой анализ слова за столами. Затем 1 ребенок выкладывает слово на доске.

9.Воспитатель: Ребята, снеговик принес нам волшебный мешочек, а в нем льдинки. На обратной стороне каждой льдинки картинки. Достаньте по одной льдинке, и назовите первый звук в названии вашей картинки.

Игра «Назови первый звук»

Дети достают из мешка льдинки со словами и называют первый звук в слове.

Воспитатель: Молодцы, как выдумаете, вы справились со всеми заданиями Снеговика? Какое задание было самым трудным? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Белоснежная зима"

Главная цель этого занятия обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение и активизация словаря, развития связной речи, творческого воображения. Учить детей...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зима".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Зима"....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зима"

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических про...