конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кочеткова Наталья Николаевна

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер. Речь детей необходимо развивать по средствам разнообразных игр, игровых методик и упражнений, разработанных с учетом интересов детей данного возраста. Это дает воспитателю возможность проводить занятие по развитию речи детей более плодотворно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_r-yu_rechi_zima_star._gr.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Обогащать словарь детей прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова. Упражнять детей в подборе синонимов. Учить составлять распространенные предложения с однородными определениями.

Оборудование. Сюжетная картинка с зимним пейзажем. Предметные картинки: животные зимой, снеговик, снежинки, снегурочка, зимующие птицы. Загадки.

Ход  занятия.

  1. Отгадывание загадки о зиме.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

  1. Рассматривание пейзажной картины «Зима».

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что это зима?

- Какие приметы зимы вы видите на картине?

- Какие изменения произошли в природе, в жизни людей, в повадках зверей?

3. Выделение родственных слов из короткого текста. 

Наступила холодная зима. Не греет зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Медведь залег на зимовку в берлогу. Белка и заяц оделись в теплую и зимнюю шубу.

4. Игра «Подбери признаки»

Зима какая? Холодная, суровая, морозная, метельная, снежная, ранняя, поздняя, лютая, студеная.

Снег какой? Белый, пушистый, мягкий, серебристый, сверкающий, липкий холодный, блестящий.

Снежинки какие? Белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Мороз какой? Жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой.

Лед какой? Гладкий, блестящий, скользкий, твердый, хрупкий, прозрачный.

5. Игра «Подбери действия».

Снег (что делает?) – падает, кружится, лежит, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает

Снежинки (что могут делать? )  – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать.

6.        Составление распространенных предложений с однородными определениями по сюжетной картинке (по вопросам воспитателя).

Наступила зима. Какая зима? Наступила холодная, суровая, снежная зима.

Выпал снег. Какой снег? Выпал белый, пушистый, мягкий снег.  

Деревья, кустарники, земля укрылись покрывалом. Каким покрывалом? Деревья, кустарники, земля укрылись теплым, белым, пушистым покрывалом.

Реки и озера покрылись льдом. Льдом каким? Реки и озера покрылись ровным, блестящим, гладким льдом.

Животные надели шубы. Какие шубы? Животные надели теплые, зимние шубы.

Дети не боятся мороза.  Какого мороза?  Дети не боятся трескучего, сильного мороза.

7.        Игра с мячом «Назови родственные слова».

Снег – снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снежки, снегирь, подснежник. Зима  –  зимний, зимушка, зимующие, зимовать.

8. Игра «Подбери предметы к признакам». 

Про что можно сказать зимний – зимняя – зимнее?

9. Игра «Скажи иначе». 

Метель – вьюга, буря, пурга, буран.

Стужа – холод, мороз, холодина.

Мерзнуть – замерзать, зябнуть, дрожать, коченеть.

10. «Отгадайте загадки».

Бел, а не сахар,

Ног нет, а идет.

Скатерть бела всю землю одела

Зимой на земле лежал,

Весной в реки побежал.

Я как песчинка мал,

А землю покрываю.

- О каких свойствах снега вы узнали из этих загадок?

- Интересно еще одно важное качество снега – способность очищать воздух. Падая, он захватывает из воздуха много пыли.

11. Итог. 

- Назовите приметы зимы в стихотворении И. Сурикова «Зима».

- Нарисуйте снежинку.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...