Кружок "Весёлые пальчики"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики у детей младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Веселые пальчики"43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение МБДОУ «Дет сад №14» г. Красноармейска Саратовской области

К Р У Ж О К

«Весёлые пальчики»

2 младшая  группа.

                                                           Воспитатель:

                    Дубровина А.Г.

        2015-2016г.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

 В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка  развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 

Введение.

         Кружок «Веселые  пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

         Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

 • само - массаж кистей рук;

 • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

 • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);

 • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, лепка.

         Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.).

         К концу учебного года дети должны будут уметь лепить, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование .ручной художественный труд).

Задачи:

  1. Образовательные;
  2. Развивающие;
  3. Воспитательные.

  1. Образовательные:

Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы.

  1. Развивающие:

Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук совершенствование  движения рук. Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, развитие речи.

  1. Воспитательные:

         Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) воспитывать и развивать художественный вкус, воспитывать усидчивость ,целенаправленность.

         Формы и режим занятий.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, по 7-8детей в под группе, продолжительность занятий с каждой мини-группой не более 15 мин. Сроки работы кружка с 1 октября по 25 мая. Посещения кружка Четверг 16-00 16-15.  Но при реализаций творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятие напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические -рассказ воспитателя, беседа с детьми ,рассказы детей ,показ воспитателем способа действия,  и практические занятия:

 Формы работы с детьми:

-совместная работа с детьми.

-индивидуальная работа.

Методы и приемы работы:

-пальчиковая гимнастика.

-изготовление дидактических игр, шнуровок.

-использование нетрадиционных техник рисования.

-использование нестандартного счетного материала.

-лепка из пластилина и соленого теста.

-игры с кубиками, конструкторами.

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

-лепка из теста с использованием шаблонов.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, само-массаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, лепка, пальчиковый театр, использовании Монтессори -пособий          2.Взаимосвязь мелкой моторики с уровнем интеллектуального развития ребенка.                                                                                                      3.Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствования мелкой моторики.

Форма отчетности: план. 

Подготовка и проведения выставок детских и взрослых работ, Вручения готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Консультация для родителей на тему «Ум ребенка в пальчиках». Составить картотеку пальчиковых игр. Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

 Работа с родителями: в направлении социально - личностного развития, привлечь родителей для участия в кружке.

1.Выставка детских работ для родителей.

2 Консультация для родителей «Лепим дома» развиваем детское творчество.

Актуальность данного кружка в том, что во все времена художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе существенные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы их можно использовать в играх инсценировках. Так же при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому приняла решение работать в этом направлении.

Ожидаемые результаты. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями умениями, навыками, выявление  обще - трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.                           

Новизна: познакомить детей со свойством соленого теста и с его особенностями (благодаря мягкому свойству, можно лепить разные формы).      

         Цель: развивать изобразительное умение в лепке из соленого теста в процессе кружковой работы.                                                              

Задачи: развитие фантазии, творческого воображения, развитие мелкой моторики рук.

Программное содержание:

Октябрь

 1 нед. Тема: «Овощи с огорода»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

 3. Познакомить детей со свойствами соленого теста

 4. Показ приемов лепки раскатывания сплющивания.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

 2. «Морковка» - раскатывание столбика между ладонями.

 3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) .

 4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

 5. Само -массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2 нед. Тема: «Одежда»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

 3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

 4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

 5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Упражнения

 1. П/и «Гномики- прачки» .

 2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

 3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

 4. Д/игра «Оденем Петю».

 5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

 6. Само -массаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Транспорт»

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

 3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

 4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Упражнения

 1. Упражнение «Что у кого? » - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

 2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

 3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

 4. Упражнение «Топай-хлопай».

 5. Пальчиковая игра «Вертолет».

 6. Само -массаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 нед. Тема: «Домашние животные»

 1. Развивать мелкой моторики рук.

 2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

 3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

 4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

 6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

Упражнения

 1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

 2. Упражнение «Коготки и лапки».

 3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

 4. »Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

 5. Д/и «Животные и их детеныши».

 6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

 1 нед. Тема: «Игрушки» (бусы шарики)

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 2. Продолжать учить координации движения с речью.

 3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

 4. Стимулировать тактильные ощущения.

 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

 6. Учить детей катать из теста шарики и налеплять их рядом по кругу.

Упражнения.

 1. П/г «Игрушки».

 2. Упражнение «Лошадка»

 3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

 4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

 5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

 6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

 7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

 8. Само-массаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Птицы»

 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

 3. Продолжать учить координировать движения с речью.

 4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

 5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения

 1. П/г. «Утята».

 2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

 3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

 4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, гречка) .

 5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

 6. Оригами «Птички».

 7. Сам-массаж бусинками.

3 нед. Тема: «Тема: «Посуда»

 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

 4. Стимулировать тактильные ощущения.

 5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

 6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

 Упражнения

 1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

 2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

 3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

 4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

 5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

 6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

 7. Сам-массаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема «Транспорт»

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью

 3. Стимулировать тактильные ощущения.

 4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.

 5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

 6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

 2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

 3. Игра «Грузовик построим сами».

 4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

 5. Сам-массаж гранеными карандашами.

 6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

Декабрь

 1 нед. Тема: «Дикие животные»

 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

 2. Стимулировать тактильные ощущения.

 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.

Упражнения

 1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

 3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

 4. Подвижная игра «Зайка»

 5. Упражнение «Веселые зверята»

 6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками.

 7. Само-массаж мячиками (ежиками).

2 нед. Тема «Деревья»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

 3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

 4. Формировать умение координировать речь и движения.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

 2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

 3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

 4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

 5. »Осенние деревья» - рисование ладошками.

 6. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

 7. Само-массаж косточками фруктов.

3 нед. Тема «Зима. Признаки зимы» ( сказочный домик)

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

 3. продолжать учить лепить из соленого теста

 4. упражнять  облеплять стаканчик.

 5. учить аккуратно, работать с тестом.

 6. Развивать умение сматывать клубочки.

Упражнения

 1. »Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

 2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

 3. Упражнение «Вязаные лоскутки» - работа с лоскутками связанных из разных ниток.

 4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

 5. Самомассаж мячиками (ежиками) .

 6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

 7. »Глиняные рожицы» - рисуем глиной.

4 нед. Тема: «Новый год. Елка»(украсим Елочку)

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

 3. Лепить из соленого теста.

 4. Учить детей работать с тестом, вырезать фигурки формочкой.

 5. Развивать умение сматывать клубочки.

 6. Стимулировать тактильные ощущения.

 7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

 2. Упражнение «Помоги бабушке»  - смотать из шерстяной ниток клубочки

 3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

 4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

 5. «Наряжаем ёлку»- рисуем  тестом елочные игрушки.

 6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

 7. Само-массаж косточками фруктов.

Январь

 1 нед. Каникулы

 2 нед. Тема «Снег идет»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

 3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

 4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

 5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

 2. «Снегопад» - рисуем пластилином.

 3. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

 4. »Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

 5. Сам-массаж гранеными карандашами.

 6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

 3 нед. Тема: «Одежда»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

 4. Стимулирование тактильных ощущений.

 5. Воспитывать желание помогать маме.

 6. Развивать творческую фантазию.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

 2. Упражнение «Помогаем маме» -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

 3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

 4. Упражнение «Ткань на новое платье» -работа с лоскутками разной фактуры.

 5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

 6. Само-массаж косточками фруктов.

4 нед. Тема «Дикие животные»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

 3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

 4. Воспитывать любовь к природе.

Упражнения

 1. П/г «Апельсин».

 2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки.

 3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки)

 4. «Угости белочку орешками» - аппликация техникой обрывания бумаги.

 5. «Разноцветный заборчик» - игра с прищепками.

 6. Само-массаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

Февраль

 1 нед. Тема «Виды транспорта»

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

 3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

 4. Развивать глазомер и точность.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

 1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

 2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге.

 3. Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт

 4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

 5. Пальчиковая гимнастика «Путешествие».

 6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну коробочку,  пуговицы на ножке – в другую коробочку.

2 нед. Тема «Профессии»

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Стимулировать тактильные ощущения.

 4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

 5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».

 2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

 3. Упражнение «Каталог тканей,» - какая ткань на ощупь.

 4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

 5. »Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

 6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

 7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема «Защитники отечества»

 1. Совершенствовать мелкую моторику рук

 2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

 4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

 2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

 3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

 4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.

 5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

 6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

4 нед. Тема «Конец зимы»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. развивать умение рисовать круги на листе бумаги пальчиком

 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 4. Стимулирование тактильных ощущений.

 5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

 2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

 3. Самомассаж гранеными карандашами.

 4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

 5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

 6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

Март

1 нед Тема: «Мамин праздник»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

 4. Стимулирование тактильных ощущений.

 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

 6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения

 1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

 2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

 3. Подвижная игра «Подарок маме».

 4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

 5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

 6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

 7. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Дом»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Обучение рисованию кругов.

 3. Стимулировать тактильные ощущения.

 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

 5. Развивать чувство формы.

 6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

 7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

 1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек»

 2. П/и «Кроватка», «Стул».

 3. »Домик для мишутки» - рисуем на манке.

 4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

 5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

 6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

 7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Домашние животные»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

 3. Учить детей рисовать волнистые линии.

 4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

 5.учить лепить из теста животных

 6. Стимулировать тактильные ощущения.

 7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнения

 1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур по образцу.

 2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

 3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

 4. Нарисуй хвост коню.

 5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

 6. Самомассаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема «Электроприборы»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

 3. Стимулирование тактильных ощущений.

 4. Развивать внимание.

 5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

 1. П/г «Это звери».

 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

 3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр) .

 4. Раскрась рисунок, не выходя за контур - «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

 5. Игра «Тяжело-легко» - рассортируй тяжелые и легкие предметы.

 6. Самомассаж мячиками (ежиками).

Апрель

 1 нед. Тема «Весна»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

 3. Стимулирование тактильных ощущений.

 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

 5. Учить украшать модель  платья кусочками цветной бумаги

 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц»;

 2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья;

 3.  «Веселые матрешки»;

 4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков;

 5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2 нед. Тема «Мишка»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Стимулирование тактильных ощущений.

 4. поделка из крупы.

 5. Учить детей работать с  тестом

 6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Упражнение.

 1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » - выбрать из группы предметов то, что тонет.

 2. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой.

 3. раскатывания 2х шаров разной величины

 4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

 5. Пальчиковая игра «Одуванчик».

 6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).

 7. Самомассаж косточками фруктов.

3 нед. Тема "Светофор из соленого  теста(вырезание фигуркой )

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Стимулировать тактильные ощущения.

 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

Упражнения

 1. Игра »Узнай фигуру» учимся завязывать узелки бантики.

2. Развивать координацию движения.

 3. Лабиринт, «К какому растению летит бабочка».

4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

 5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

 6. Пальчиковая игра «Орешек».

 7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

4 нед. Тема: «Цветы»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Закреплять умение делать из цветной бумаги

 4. Стимулирование тактильных ощущений.

 5. Развивать чувство формы и цвета.

 6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнения

 1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

 2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

 3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

 4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .

 5. Д/игра «Собери букет».

 6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

 7. Само -массаж мячиками (ежиками).

Май.

 2 нед. Тема «зайчик»

 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. выполнение поделки из косметических дисков.

 5. Стимулирование тактильных ощущений.

 6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

 7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

 2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

 3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

 4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль.

 5. Заштрихуй тучку по образцу.

 6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

 7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Яблоки в корзине»

 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Стимулирование тактильных ощущений.

 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

 5. Развивать умение завязывать узелки.

 6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

 7. Выполнение из соленого теста.

Упражнения

 1. Пальчиковая игра «Червячки», «Паучок»

 2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

 3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

 4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

 5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

 6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

 7. Самомассаж косточками фруктов.

 8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

4 нед. Тема: «Лето» (Золотой подсолнух)

 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

 3. Учить раскатывать сплющивать круглые формы тесто создавать красивую композицию.

 4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

Упражнения

 1. Пальчиковая гимнастика «Лето»;

 2. Игра »Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками;

 3. Упражнение »Цветная водичка» - работа с тестом. Смешивание красок;

 4. Самомассаж мячиками (ежиками);

 5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация;

 6. Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зерен.

Заключение.

Эффективность работы кружка «Веселые пальчики», является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, главное, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Одним из способов развития мелкой моторики  являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...