Методическая разработка "Осенние листочки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Методическая разработка в средней группе "Осенние листочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№73 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

«Осенние листочки»

Методическая разработка

Разработала

воспитатель: Медведева

                      Елена Георгиевна

        Используемые технологии:

  • информационные компьютерные технологии;
  • технологии развивающего обучения
  • игровые технологии, направленные на развитие речи (развитие грамматического строя речи: уменьшительно-ласкательная форма существительных); подвижная игра «Раз, два, три – этот лист бери!»
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: физминутка;

Программное содержание:

1. Закрепить представления детей об осенних изменениях  природе.

2. Закрепить лексический материал по теме «Осенние деревья».

3. Предварительно познакомить  детей с репродукциями известных художников: «Золотая осень» В. Поленова, «Бабье лето» А.Герасимова, «Золотая осень» И. Левитана, «Безоблачная осень»

А. Клюева, «Осень» С.А. Бабякова, подвижной игрой «Раз, два, три - этот лист бери!»

4. Продолжать развивать продуктивную деятельность детей. Рисование на тему: «Осеннее дерево».

Программное содержание:

1.Социально-коммуникативное: Расширяем представления о родном крае.                                                      Продолжаем воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучаем самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисование

2. Познавательное развитие: Учим детей замечать изменения в природе. Создаём условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развиваем наблюдательность и любознательность. Продолжаем работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащаем чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Учимся выделять отдельные части и характерные признаки предметов. Расширяем представления детей об условиях необходимых для жизни  растений.

3. Речевое развитие: Расширяем и активизируем словарь. Продолжаем приучать детей слушать стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию стихи. Учимся употреблять существительные с обобщающим значением. Показываем, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации/ репродукции известных художников. Учим развивать грамматический строй речи (назови ласково)

4.Художественно-эстетическое: Обогащаем представления детей о репродукции произведений живописи. Продолжаем учиться выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма,  ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной деятельности.

5. Физическое развитие: Продолжаем развивать активность детей в играх. Развиваем быстроту,  ловкость, пространственную ориентировку. Учимся   осознанно относиться к выполнению правил игры.

План конспекта:

1. Прослушивание песни «Ах, какая осень» З. Роот

2. Рассматривание венка из осенних листьев разных деревьев, разгадывание загадок

3. Проведение физминутки «Солнце спит и небо спит»

4. Рассматривание репродукции картины «Золотая осень» И. Левитана (вариант: можно рассматривать любую иллюстрацию осеннего пейзажа на выбор детей)

 5. Игровой момент. Проведение устных заданий на  развитие речи

6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

7.  Рисование  на тему «Осеннее дерево» под музыку П.Чайковского «Осень из цикла «Времена года»»

8. Подвижная  игра «Раз-два-три! Этот  лист бери!» (бессюжетная подвижная игра)

Цель: продолжать учить детей двигаться в группе (или по участку детского сада), чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.

Материалы и оборудование:    мультимедийный проектор/компьютер с видеоматериалом  по лексической теме «Деревья»,  «Осень», аудиозапись «Ах, какая осень!» автор слов и музыки З. Роот, венок из осенних листьев, альбомные листы для рисования, кисти, акварельные краски, палитра

Ход занятия:

Звучит песня «Ах, какая осень!» автор слов и музыки З. Роот

В группе на мультимедийном проекторе/компьютере показываются слайды с видами осенних пейзажей (можно использовать видеоролик на слова и музыку З. Роот).  Под музыку входит воспитатель в осеннем венке из листьев.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам  в необычном осеннем уборе на голове. Давайте мы вместе посмотрим на осенние листья моего веночка, подумаем и скажем с каких они деревьев. Для подсказки я вам загадаю загадки.

1-ая загадка:    Эта модница лесная
                         Часто свой наряд меняет:
                          В шубке белой зимой,
                          Вся в серёжках весной,
                          Сарафан зелёный летом,
                          В день осенний в плащ одета.
                          Если ветер налетит,
                          Золотистый плащ шуршит. (берёза)

2-ая загадка:     Хоть неплохо я одета, 
                          Бьет озноб меня всегда. 
                          И весной, и жарким летом 
                          Вся дрожу, как в холода. (осина)

3-ая загадка:      Платье потерялось-

                            Красны пуговки остались (рябина)

4-ая загадка:      Я из крошки-бочки вылез,
                            Корешки пустил и вырос,
                            Стал высок я и могуч,
                            Не боюсь ни гроз, ни туч.
                            Я кормлю свиней и белок —
                            Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Дети отгадывают загадки, говорят с каких деревьев листья на венке.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, что же происходит с листьями осенью?

Ответы детей. На улице становиться холодней, листья начинают менять цвет. Осенью листья начинают опадать.

Воспитатель: Как называют явление в природе, когда опадают листья с деревьев?

Ответ детей: листопад.

Воспитатель. Правильно. На улице становится холоднее. Скоро наступит зима. А зимой деревьям приходиться экономить свою энергию, они отдыхают.  Всё что не пригодиться, деревья сбрасывают. Листья на землю падают, гниют и отдают полезные вещества, накопленные за лето, в землю. А весной, из земли, полезные вещества возвращаются к деревьям.  А сейчас мы немножко с вами передохнём.

 Физминутка: «Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит,

(сложенные ладони к левой и правой щеке)

Даже ветер не шумит.

(Руки подняты вверх)

Рано утром солнце встало,

(подняли руки вверх и потянулись)

Все лучи свои послало.

(качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок,

(качаем раскрытыми в стороны руками)

Небо тучей заволок,

(Закрыли лицо руками)

И деревья раскачал.

(качание туловища влево-вправо)

Дождь по крышам застучал,

(прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам,

(хлопаем в ладоши)

Солнце клонится всё ниже.

(наклоны вперёд)

Вот и спрятались за тучи,

(приседаем)

Ни один не виден лучик.

(Встали, спрятали руки за спину)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас, мы с вами полюбуемся осенними пейзажами наших известных художников.

Воспитатель показывает несколько репродукций

Воспитатель: Ребята, давайте мы рассмотрим одну из них. Какое время года изображено на этой картине?

Ответы детей: На картине изображена осень.

Воспитатель: Как вы думаете, здесь изображена ранняя осень или поздняя? Почему? По каким приметам вы догадались, что это ранняя осень.

Ответы детей: На улице солнечная погода, много листьев на деревьях. Литья разного цвета- жёлтые, зелёные, красные. Наверное, на улице ещё тепло.

Воспитатель: Хорошо! Вы ответили правильно. Ребята, на моём венке очень много разных листочков. Давайте мы с ними поиграем.

Проводится  игра  « С какого дерева этот листочек?»

В качестве подсказки: Воспитатель поочерёдно показывает листок каждого дерева и комментирует показ стихами. Используются слайды каждого дерева.

1.Рябина.  Слайд дерева «Рябина»

 Лист рябины с плодом

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она-как хина

2. Дуб. Слайд дерева «Дуб»

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал , что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит дуб выносливый,

Значит, закалённый

3. Берёза. Слайд дерева «Берёза»

Если б дали берёзке расчёску, изменила б берёзка прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

4. Клён. . Слайд дерева «Клён»

Под окном с недавних пор
Клён стоит как светофор –
Красным, жёлтым и зелёным
Стал теперь его убор.
Листья тихо опадают,
Палисадник украшают.
Ребятишки листья эти
В свой гербарий собирают.

5. Ива . Слайд дерева «Ива»

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косички дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Ответы детей: лист берёзы, кленовый лист, лист рябины, дубовый лист.

Воспитатель: А какие листочки на  моём венке вам больше всего понравились? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем назвать наши листья, деревья ласково?

Ответы детей: Дерево-деревце 

                           Лист-листок-листочек

                          Рябина-рябинка-рябинушка

        Дуб-дубок-дубочек

        Ива-ивушка

        Берёза-берёзка-берёзонька

Воспитатель: Следующее вам задание - подобрать мне обобщающее слово.

Сентябрь, октябрь и ноябрь – это осенние …….?

Ответы детей: Осенние месяцы.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились. А сейчас я вам предлагаю нарисовать осеннее дерево. А чтобы размять пальчики, нам с вами нужно выполнить упражнение.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем листья собирать. 
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, 
(Дети загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём. 
(Дети вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Воспитатель: Каждый из вас может выбрать дерево, которое ему больше понравилось. Но мы с вами должны помнить, что у каждого дерева свой лист, своя крона, свой ствол.  

В помощь детям показываются на мультимедийном экране,  на магнитной доске предметные картинки деревьев и листьев.

Дети рисуют, после окончания работы  прибирают рабочее место.

Воспитатель: Молодцы, настоящие осенние деревья у вас получились! Постарались. Вы сообразительные ребята. А любите ли вы играть в подвижные игры?

Проводится подвижная игра:

«Раз-два-три! Этот  лист бери!» (бессюжетная подвижная игра для детей 3 – 5 лет)

Цель: продолжать учить детей двигаться в группе (или по участку детского сада), чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.

Ход игры:

  По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться   (идут шагом,  кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти  лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: Взрослый снова предлагает детям «отправиться на прогулку по саду» и может предложить следующие задания:

-         Раз-два-три! Красный лист бери!

-         Раз-два-три! Кленовый лист бери!

-         Раз-два-три! Два листа бери!

-         Раз-два-три! Такой лист как у меня  бери!

-         Раз-два-три! Ничего не бери!

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами играть, а что вам понравилось? О чём мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка-конкурс поделок из бумаги «Раз листочек, два листочек – будет дерево» в рамках работы мини-музея «Бумажные истории»

С 1 сентября по 15 октября 2018 года в рамках деятельности мини-музея «Бумажные истории» в нашем детском саду проводился конкурс поделок из бумаги «Раз листочек, два листочек &ndash...

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х лет

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х летПодготовила и провела воспитатель Агафонова Нат...

Методическая разработка по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие листочка".

Комплексное тематическое занятие в средней группе по познавательному развитию детей объединяет в себе несколько образовательных областей: познавтельное развитие, развитие речи, социально-коммун...

Методическая разработка. Парный танец "Вальс с листочками".

Методическая разработка. Парный танец "Вальс с листочками"....

Методическая разработка НОД по рисованию Берёзовые листочки

Задачи:Развивать представление об осенних листьях берёзы. Учить выбирать самостоятельно цвет краски подходящий для листьев берёзы.Продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно, держат...

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое ра...

Методическая разработка образовательного события «Путешествие осеннего листочка»

Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы. В настоящее время от воспитанников дошколь...