Методическая разработка образовательного события «Путешествие осеннего листочка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы. В настоящее время от воспитанников дошкольного учреждения требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. В связи с сезонными изменениями в природе возникла потребность более углублённого исследования поставленных вопросов. В образовательном процессе наблюдение в природе за явлениями и объектами происходящими в ходе бесед становятся простыми и обыденными. Детское исследование помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Делая своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают природу как нечто волшебное и неповторимое. Именно природа является могучим фактором, способствующим познавательной активности. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 332

г. Екатеринбург

Методическая разработка воспитательная события

Образовательное событие «Путешествие осеннего листочка»

Воспитатель: Мотовилова Екатерина Сергеевна

2024

Описание работы

Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы. В настоящее время от воспитанников дошкольного учреждения требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. В связи с сезонными изменениями в природе возникла потребность более углублённого исследования поставленных вопросов. В образовательном процессе наблюдение в природе за явлениями и объектами происходящими в ходе бесед становятся простыми и обыденными. Детское исследование помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Делая своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают природу как нечто волшебное и неповторимое. Именно природа является могучим фактором, способствующим познавательной активности. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Технологическая карта

Образовательное событие «Путешествие осеннего листочка»

(для детей 5-7 лет)

Организационно-мотивационный этап

Завязка образовательного события

Дети с воспитателям выходят на прогулку и видят, как изменился их участок. Что изменилось? Давайте

вместе понаблюдаем за изменением в природе. Обходим участок, рассматриваем и называем, какие на нем

 растут деревья, кустарники. Рассматриваем покров земли и отмечаем, что трава не везде уже зеленая,

местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Какая красота кругом! Но

дети обращают внимание на то, как листья постепенно меняют цвет и не все листья с одного дерева

одинакового цвета. А главное –   что происходит дальше с опавшими листьями? А что такое листопад?

 И почему осенью листья меняют свою окраску?

Цель

Таким образом, возникает образовательное событие, при котором у детей:

  • есть цель - узнать про осенние листья;
  • есть необходимость что-то узнать, так как имеется запрос на эти знания;
  • есть нужда в конкретном конечном продукте – информационных материалах (создание например, познавательного мультфильма для ребят «Кленовый листок», что происходит с осенним листочком, когда он опадает или видеоролик «Прогулка по осеннему парку» о наблюдениях детей за осенними листьями). Кроме того, я организую исследовательский проект, когда нужно ответить на три вопроса: что мы узнаем, что хотим узнать и как это сделать.

Задачи

Во время образовательного события должны решаться следующие задачи:

  • Коммуникативная: понимание другого, умение устанавливать контакт, учитывать интересы другого, умение работать в команде;
  • Когнитивная: решение проблемных ситуаций, умение задавать вопросы, аргументация своих суждений, творческое решение открытых задач;
  • Регуляторная: принятие себя, эмоциональный комфорт, умение соблюдать правила, самостоятельность;
  • Инициативность

Методы и приемы

Наблюдение, исследование, беседы, игры, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, практическая деятельность (лепка, рисование, аппликации), «модель трех вопросов»

Материал и оборудование

Осенние листья (природный материал), цветная бумага, картон, ватман формата А3, ножницы, клей, цветные карандаши, иллюстрации картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень», методическое пособие с дидактическим материалом на тему «Осень», ИКТ - мультимедийная презентация, музыкальный центр (музыкальные композиции об осени «Что случилось» и «Модница –красавица»), компьютер.

Основной этап

Способы организации детей:

  • круг – на нем удобно выяснить, какие имеются знания и дефициты (модель трех вопросов), планировать дальнейшую работу с детьми;
  • индивидуальная работа –  позволяет создать условия для развития творческого потенциала ребенка;
  • работа в командах – для создания коллективных работ «Золотая осень на Урале» или «Осенние дерево», мультфильм «Кленовый листок», экскурсия выходного дня (совместно с родителями) и др.

Виды деятельности детей

  • Познавательно-исследовательская деятельность:

-  изучение строение листа, многообразия формы листьев, где прячутся листочки, какой лист быстрее упадет на землю зеленый или желтый;

- наблюдение за природой на прогулке: какие деревья не изменяют свой окрас, полет осенних листьев с деревьев;

  • Формирование элементарных математических представлений: на прогулке дети собрали разные осенние листья. Было предложено детям в каких математических играх можно использовать листья как материал. Предложенные  детьми дидактические игры были включены в образовательную деятельность по ФЭМП:

- игры:  назови соседей времен года, назови осенние месяцы, состав букет из 8 разных листьев и назови их, сосчитай сколько ты собрал листочков, рассели листочки по своим домикам (по цвету, форме, величине), путешествие осеннего листочка (ориентация на листе бумаге), выложи дорожку из 10 листьев от самого большого до самого маленького (задание в парах).

  • Развитие речи:

- беседы «Осень в гости к нам пришла» по картине И. Остроухова «Золотая осень», «Осень – чудная пара!»;

- рассматривание картин осень глазами художников – И. Левитан «Золотая осень» и составление описательного рассказа по плану;

-  слушанье и обсуждение  стихотворений  об осени Т.А. Шорыгина «Осень» (чтение воспитателя);

- речевые игры: подбери слово, узнай по описанию, с какого дерева листок;

- чтение художественной литературы

  • Художественно-эстетическое развитие: наблюдая на прогулке, в лесу, в парке за красотой осеннего пейзажа, подводим детей к мысли, что красота эта ненадолго. Наступят пасмурные дни.  А так хочется, чтобы красота сохранилась. Что же нам сделать? Дети предлагают нарисовать осень, сделать поделки и организовать выставку:

- рисование «Осенние деревья», рисование в технике фроттаж «Осенние листья»;

- аппликация «Осень в баночке»;

- пластинография и осенние листья «Красавица осень» (портрет);

- коллективные аппликации «Золотая осень на Урале»;

- конструирование из природного материала : «Рыбки», «Бабочки»

- выставка «Осенние причуды» (совместная деятельность родителей и детей);

- слушанье и обсуждение музыкальных композиций об осени «Что случилось» и «Модница – красавица»; аудизапись «Времена года. Осень» П.И. Чайковский

- совместно с музыкальным руководителям провели осенний праздник «В гостях у Осени»

  • Физическое развитие: на прогулке и физкультурных занятиях придумывают совместно с родителями подвижные игры с осенними листочками: «Чья команда соберет больше осенних листьев»,  «Пройди по дорожке из листочков», «Раз, два, три к своему дереву беги», «Найди свой листок». А также ребята придумали утренние гимнастики с осенними листьями.
  • Социально-коммуникативное развитие:  

- дидактические и настольно-печатные игры «Найди и покажи действие листочков» , «Волшебная шкатулка», «Собери урожай», «Найди дерево по описанию», «Времена года» и др.

- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в осенний лес», Магазин – Дары Осени;

- трудовая деятельность: уборка опавшей листы, сбор осенних листьев на прогулке, ситуативные беседы «Почему нельзя жечь сухие листья»

Заключительный этап

Ожидаемые результаты

  1. Иметь  представления о причинах листопада, изменениях окраски листьев, о взаимосвязи живой и неживой природы в осенний период;
  2. Сформированность элементарных навыков экспериментально-исследовательской деятельности: дети смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях;
  3. Развитие коммуникативных навыков, связной речи: дети учатся рассуждать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, обогащать и расширять словарный запас;
  4. Желание участвовать в творческой деятельности: рисовать, лепить, придумывать аппликации из природного материала (листьев), участие в создание познавательного мультфильма «Осенний листочек»   и  осеннего  конкурса «Осенние причуды»;
  5.  Владение первоначальными навыками бережного отношения к природе;
  6. Заинтересованность родителей в совместном образовательном событие с детьми.

Способы оформления информация:

  • плакат «Путешествие осеннего листочка» (модель три вопроса);
  • видеоролик «Прогулка по осеннему парку»

 создание ребятами познавательного мультфильма «Кленовый листок». Ссылка на познавательный мультфильм https://youtu.be/W82osuPkScc

Оценивание результатов

  1. У детей развились познавательные, любознательные качества, коммуникативное общение;
  2. Дети усвоили элементарные знания о неживой природе, особенностях деревьев и листьев в осеннее время года;
  3. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, смогли самостоятельно решать проблемные задачи, проявлять чувство ответственности за неживую природу, себя и других;
  4. Родители были заинтересованы темой события и стали активными участниками образовательного процесса
  5. Повысился интерес к исследовательской деятельности у всех участников события

Список литературы

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 104 с.
  2. Колдина Д.Н. Рисование, лепка и аппликация. Сценарии занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
  3. Комарова И. И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013. – 192 с.
  4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятия с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020.- 88 с.
  5. Логинов Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/ Под ред. О.А. Шиян – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. – 88 с.
  6. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день. / авт.-сост М. П. Костюченко, С.Ф. Виноградова, Н.В. Рогачев. – Волгоград: Учитель, 2015. – 244 с.
  7. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2015. – 208 с.
  8. Соломенников О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: ИОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018. – 112 с.
  9. Интернет ресурсы: Прогулка по осеннему лесу и волшебная музыка для вас, друзья! - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) 

                  

             

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"

Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....

Путешествие осеннего листочка!

Интегрированное занятие по развитию речи с экологией...

Праздник "Путешествие осеннего листочка"

Дети, используя различный художественный материал и рисуя ладошкой, передают богатство осенней палитры....

"Путешествие осеннего листочка"

Исследовательская проектная деятельность....

План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа

Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»...