Статья "«Влияние игровой деятельности на речь детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи на тему

Татарникова Елена Сергеевна

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igry_na_rech_detey.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Влияние игровой деятельности на речь детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, для того чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим , необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются  основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети  стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

 Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

  • игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
  • игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
  • развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Используемая литература:

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1
  4. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрено развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...

Статья «Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста»

Детство  дошкольников  невозможно  без  игры,  без  сказки.  Музыка,  погружает  детей  в  мир  сказки,  творчества,  фантазии,...

статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей дошкольного возраста связной речи"

Больше игр, больше ролей,больше перевоплощений - и хорошая, чистая речь обеспечена вашим воспитанникам!...

Статья "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Статья опубликована в сборнике научных статей  "Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальности" ( Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальност...

Статья "Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая о каких-ли...

«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...