Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Крючкова Валентина Владимировна

Художественные  произведения  помогают ребёнку  закрепить представления не только о бытовых процессах, но и  о многих предметах, явлениях взаимосвязях  окружающего мира  через описание понятных ребёнку ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль   художественной   литературы

в познании   окружающего мира

детьми  третьего  года  жизни

Автор: Крючкова В.В. воспитатель 1 категории МБДОУ №69 г. Энгельс Саратовской области.

На третьем году жизни ребёнка начинается  дошкольный период  детства.  Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет  черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер  освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии  нового.

Вместе с тем всё то, что приобрёл малыш на втором году жизни:   свободно перемещаться в пространстве, общаться с помощью речи , создаёт предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего. Слово начинает отражать сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношения людей, их личные переживания, поступки и проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни. Интенсивное развитие речи, связано  с развитием восприятия, воображения и  памяти      ребёнка. Возрастает устойчивость внимания, формируется      наглядно -  действенное мышление, начинает  формироваться  образное мышление. Его развитие помогает детям  третьего года  овладеть первыми видами деятельности--- рисованием, лепкой, аппликацией.  Элементы   образного     мышления проявляются у них в том,  что в  очертаниях  линий форм, цветовых пятнах им уже  видятся  конкретные образы, персонажи  знакомых сказок,  герои песенок, потешек, а  в  некоторых  случаях и  обыкновенные  предметы.         Малыши  начинают понимать  более  сложные по  своему  содержанию  сказки,  рассказы.  

Если на первом – втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму,  игровые приёмы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как  ребята способны понимать причину и  следствие событий, их направленность и результат.  У ребёнка возникает потребность обратиться к взрослому с вопросом по поводу прочитанного.  Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме.  Взрослый  раскрывает ход своих мыслей, рассуждает в слух, привлекая к умственной активности  малыша. Главное, чтобы дети уловили  причинно - следственные  связи и отношения между  предметами,  явлениями, описываемыми в произведении  событиями. Взрослый формирует у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить,  слушая художественное произведение, сравнивать,  обобщать  свои впечатления, высказывать свое мнение.

Постепенно ребёнок подводится к восприятию  более  сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание к героям произведения. Дети могут сказать , хорошо это или  плохо, помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать, чем закончилось, а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.

Через художественную литературу расширяются знания ребёнка о человеке.  Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом);  человек и результаты его труда (например, выращивание овощей и фруктов и тп);   человек   и растительный  мир;   человек и животный    мир.

Образность художественных произведений позволяет донести до сознания детей в лаконичной форме большое смысловое содержание.    Дети знакомятся    с  животными   и птицами  и с их детёнышами . Взрослые животные и их детёныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Появление таких ассоциаций  закономерно   связано  с расширением    социальных   представлений   об окружающем мире. В этом возрасте малыши начинают понимать слово «мама» более  обобщенно. Они замечают, что мама имеется у  всех детей, а бабушка является    «мамой  мамы».  В   этот период   жизни   у   ребёнка    начинает формироваться   особое отношение   к взрослому, заботящемуся   о нём, занимающемуся с ним.   Заботливое   отношение матери к ребенку,  её доброта,  ласка, любовь, желание оградить  от опасности, «переносится» на понимание взаимодействия   между   «большими»   и «маленькими»,  в     животном мире.  Например:  рассказ  Л.Н.Толстого  «У Розки были щенки» малыши не только внимательно слушают, но и поясняют:  «Розка – мама. Она искала своего сыночка, нашла  и унесла»

Литература даёт возможность познакомить ребят с животными, которых они видели только на картинке (заяц, волк, лиса и др.) Через сказку  и реалистический  рассказ  у малышей формируется представления о диких животных, птицах и их  повадках,  например:

 Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал,                                    морковку нашёл ,капустку  нашел, сидит грызёт. (Рус.нар.)

Воспитывая  собственным примером, взрослый ставит задачу  заложить в душе  ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.           Этому помогают также и произведения художественной литературы, в которых рассказывается о «переживаниях»   животных и благородных поступках людей.  Ребёнок учится понимать  «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим:  Кто мяукнул у дверей? -----Открывайте поскорей!-----                                               Очень холодно зимой.  Мурка просится домой. (О. Высотская  «Холодно»)     Малыши  могут расстроиться, слушая произведение,  в  котором говорится о животном  попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств они полезны.   Средствами художественной литературы в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание  совершать  хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то  доброе. Например,  слушая стихотворение о  галчонке,  которого спасли дети , малыши 3 лет говорят:   «Это мы спасли галчонка».  Удачный конец  стихотворения побуждает их к повторному прослушиванию произведения:  Галчонок -  хромоножка   барахтался в пыли;                                                                  За ним гонялась кошка, а мы его спасли. (Н. Артюхова.  «Галчонок»)                   Чувства  к  животным дети переносят  и  на  игрушки, изображающие их. После прочтения стихотворений А.Барто  «Зайка»,  «Мишка»,  «Бычок»  дети  начинают ласковее относиться  к  своим  игрушкам.  «У моего мишки лапка не оторвана»  или  «Я своего зайку  не буду  бросать»,  говорят малыши,  крепко прижимая к себе игрушку.  Они расширяют в своём воображении прочитанное и  соотносят его со  своими  поступками. Знакомя   малышей с  окружающей  действительностью, взрослый решает не только образовательные задачи,  но и воспитательные. Он  формирует  первый практический опыт  общественного поведения в кругу  сверстников: побуждает к проявлению внимания  и  сочувствия,  желанию  уступить, поделиться, помочь.  Произведения  художественной  литературы  помогают ребёнку   усвоить социальные нормы поведения.  Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым.   Вместе с воспитателем повторяют слова потешки: «Кисонька –Мурысенька,  не   ешь  одна!» Малыши третьего года жизни  испытывают потребность в развитии  навыков  в бытовых процессах.  В этот период  жизни  для  них представляют  интерес  самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации:  одевание,  умывание, прием  пищи,  купание и тп.  Ребёнок овладевает не только навыками,  но и пониманием   элементарной социальной  практики  человека, направленной на поддержание жизненно  необходимых    условий   существования,  а  также   назначения предметов, необходимых для этого.  Поэтому дети этого возраста особым образом откликаются  на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях, Например:  - Давай будем одеваться… Я сама!  Я  сама! - Пойдём,  будем  умываться… Я  сама!  Я  сама!                                                                  -  Ну идем хоть причешу  я…   Я  сама!  Я сама!  ( И.Муравейка  «Сама»)

Художественные  произведения  помогают ребёнку  закрепить представления не только о бытовых процессах, но и  о многих предметах, явлениях взаимосвязях  окружающего мира  через описание понятных ребёнку ситуаций: Покатились   санки  вниз, крепче,  куколка,  держись!                                                       Ты  сиди не  упади -  там  канавка   впереди!..(О.Высотская  «На  санках»)     Особый отклик у ребенка вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т.е. бывших в собственном опыте, на пример:                             -- Тише  Танечка,  не плачь:  Не утонет в речке мяч. (А. Барто  «Мяч».                    У  малышей возникает потребность поделиться аналогичными впечатлениями о ситуациях  в которых нечто подобное они уже пережили.        Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей действительности продолжает развиваться и на третьем году жизни ребёнка. Это значит, что, слушая рассказ или стихотворение,  например: про Катю (З.Александрова «Катя в яслях»), Алёну  (Е.Благинина  «Алёнушка», Машу (С.Капутикян «Маша не плачет») , ребенок понимает   содержание   текста  очень конкретно, т.е.  как рассказ о себе.                  «Это про меня рассказывается. Я – Катя».  Или: «Это меня мама купала, я – Алёна», - говорят малыши.  Такое поведение детей, говорит о том , что ещё не сформировано умение воспринимать художественный образ.                           Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать  с восприятием ребёнком родной природы в часы прогулок в лес , на реку, в поле.  Малыш замирает, видя ласковое лицо отца, рассказывающего во время прогулки об осени, тучках, ветре,   Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А.Плещеев.)       Взрослый должен умело сочетать  наблюдения  реальной действительности и художественное чтение, одухотворяющее восприятие текущего момента.   Обращая  внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов, яркое солнышко, зеленеющую травку. В этот момент читает: «Травка зеленеет, солнышко   блестит.     Ласточка весною в сени к нам летит.»  (А. Плещеев.) Так взрослый сеет в душе ребёнка «разумное,  доброе, вечное».  Это необходимо потому, что ранние  годы детства являются благодатной почвой для воспитания всех   высоких  человеческих   начал.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования

Овладение детьми  с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования....

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный хара...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»

Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными  растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...

Статья "Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложеннные в до...

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни

Важным достижением ребенка от 2ух до 3ех лет является овладении слушанием речи: значительно увеличивается способность концентрации. Дети охотно воспринимают рассказы, сказки, стихи, что значительно об...