Творческий проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».  Поэтому, те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Творческий проект

«Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Радуга» п.Тазовский ЯНАО
Познякова Ирина Петровна  

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: 7 месяцев (ноябрь 2015г – май 2016г.)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Введение

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

И научат веселиться.

Быть скромнее и добрее,

Терпеливей и мудрее.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

 К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».  Поэтому, те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность.

Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.

Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств.  Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Таким образом, для повышения интереса к книге, любви к чтению  был разработан проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности детей старшего дошкольного возраста в книжную и театральную культуру.

Цель

 Развитие способности детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, прививать умение прийти на помощь в трудную минуту,

умение делать нравственный выбор.

Задачи 

  • участие родителей в совместной театрализованной деятельности;
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами);
  • развивать традиции семейного чтения;
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
  • создать условия для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений).

При разработке  проекта  мы ориентировались на следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности (обосновывается возрастными, психологическими особенностями связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой);
  • принцип прочности (закрепляет усвоение знаний);
  • принцип наглядности (активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ);
  • принцип учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Этапы реализации проекта

1этап - Подготовительный 

  1. Изучение литературы по теме проекта
  2. Составление тематического плана
  3. Анкетирование родителей
  4. Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках

2 этап - Формирующий

     1. Реализация основных видов деятельности

     2. Разработка конспектов занятий и их проведение

     3.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой)

3 этап - Заключительный – обобщение материалов и результатов работы

Ожидаемый результат:

  • Развитие творческой и познавательной активности детей, творческих способностей.
  • Развитие интереса к русской литературе.
  • Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической и связной речи.
  • Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

Тематический план работы с детьми

Время проведения

Вид реализуемой деятельности

Форма организации

Ноябрь

Беседа «Сказки -добрые друзья»

Беседа

Январь

Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Совместная деятельность

В течении проекта

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Игровая деятельность

В течении проекта

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

Совместная деятельность

По плану

«Путешествие в прошлое книги»

Непосредственно образовательная деятельность

В течении проекта

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Непосредственно образовательная деятельность

Февраль

«Книжкина больница»

Игровая деятельность

Ноябрь -декабрь

«Волк и семеро козлят (на новый лад)»

Совместная театральная деятельность

По плану

«Закладки»

Непосредственно образовательная деятельность по ИЗО

По плану

Рисование на тему «Моя любимая сказка».

Непосредственно образовательная деятельность

В течении проекта

Дидактические игры:

 «Кто лишний», «Кого не хватает?»

«Из какой сказки фраза?»

 «Что сначала, что потом?»

«Собери сказку по порядку и наоборот)»

 «Сложи из частей»

«Назови сказку по предмету»

«Назови ласково», «Есть или нет»

Совместная деятельность

По плану

Лепка сказочных героев

Непосредственно образовательная деятельность

В течении проекта

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ

Совместная деятельность

По плану

Посещение театрализованных мероприятии

Экскурсия

По плану

Посещение библиотеки

Экскурсия

В течении проекта

Чтение художественной литературы:

Гуси-лебеди.

Хаврошечка.

Царевна-лягушка.

Иван-царевич.

Василиса Прекрасная

Совместная деятельность

Март

«Подарим радость детям!»

Акция – пополнение библиотечного фонда детского сада  детскими книгами

Апрель

«Книжки-малышки»

Детско – родительский конкурс

В течении проекта

Изготовление костюмов и реквизитов  для театральной деятельности

Совместная деятельность

Май

Итоговое занятие «Викторина по сказкам»

Совместная деятельность

Итоги

  1. Подведение итогов проектной деятельности;

  2.Презентация проекта

  3. Итоговое занятие «Викторина по сказкам».

  4.Описание проекта.

Литература

  • Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
  • Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  • Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
  • Русские народные сказки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мы любим сказки!"

Анализируя свободную деятельность детей за прошедшие годы, мы пришли к выводу, что дети очень любят участвовать в музыкально- театрализованной деятельности.Так как наш детский сад большое значение отд...

Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"

Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...

Конспект итогового занятия в рамках краткосрочного творческого проекта "Мы любим сказки" (подготовительная группа)

Занятие проводит логопед со всей группой детей. Используется, как открытое занятие для родителей....

Сказки любим мы читать и героев узнавать

Все дети любят сказки. С помощью викторины можно продеагностировать знания детей о сказках, их героях и авторов....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Сказки любим мы читать и загадки сочинять».

Конспект занятия о придумывание загадок о литературных героях русской народной сказки « Кот, петух и лиса».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно – образовательные*Расширить...

Творческий проект "Мы любим сказки !"

Чтобы сказки не обидетьНадо их почаще видеть.Их читать и рисоватьИх любить и в них играть.Сказки всех отучат злится,И научат веселится.Быть скромнее и добрее,Терпеливее и мудрее....

Творческий проект «Очень любим мы играть» в первой младшей группе

Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя...