Развитие речи по картинкам
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Пилипенко Ольга Александровна

Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_po_kartinkam.docx177.97 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект  занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.

Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Воспитатель:  Пилипенко О.А.

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи: I учить детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога; II 1) закрепить в словаре детей правильное употребление слов «велосипед», «багажник», «рама», 2) продолжать учить подбирать определения к заданному слову; III развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память; IV1) воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, контролировать поставленные звуки), 2) воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Материал: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»; конверт с письмом; картинка велосипед, мяч.

                                                                                   Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет на свое место тот, кто назовет любой вид транспорта.

II Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, я хожу в первый класс. В нашем классе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Алеша. Алеша – настоящий друг, очень добрый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Алеша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…» Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

III Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом? (Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне). Чтение стихотворения:

Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите «Почему?»

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?

2. Где находятся ребята? (ребята находятся во дворе)

3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда? (он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.)

4. Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу? (бежала и споткнулась, упала на асфальт).

5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете? (Оля заплакала от боли, у нее потекла кровь).

6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? (Главное — позаботится, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану обязательно следует обработать йодом, зеленкой или другим лекарством, какое посоветуют родители или врачи. Даже к маленькой ранке надо относится с большим вниманием!)

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану? (Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.)

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Миша Оле? (он предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку? (на багажник, на раму)

10. Как поступил мальчик? (хорошо, правильно, замечательно)

11. Как можно назвать такого мальчика? (настоящим другом)

Физминутка

IV Послушайте рассказ, который я составила про Алешу и Олю. А потом вы расскажите об этих ребятах.

Образец рассказа: Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Миша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Миша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!

V Рассказы детей.

Указания к рассказам: 1) сначала вы даете название рассказу; 2) говорите о том, когда этот случай произошел, где; 3) как на ноге Оли появилась рана; 4) в конце рассказа скажите о том, каким образом Алеша помог девочке.

Приемы вызова детей: 1) выберем первого рассказчика по считалочке: стакан, лимон — выйди вон, налей воды — выйдешь ты; 2) рассказывать пойдет тот, кто придумает слово со слогом РУ; 3)  тот, чье имя начинается со звука Г (А,…); 4) ребенок в голубой футболке; ; 5) тот, кто придумает слово со звуком У; 6) тот, кто скажет, что бывает красным.

VI Игра с мячом в круге. «Какие бывают велосипеды?» (по размеру: большие, средние, маленькие; если 2 колеса — двухколесные, если 3 — трехколесные; в цирке — цирковые; у детей — детские, у взрослых — взрослые; если на них можно ехать по воде — водные и т.д.)

Итог занятия. Про кого мы сегодня рассказывали? (мы рассказывали про двух ребят Олю и Алешу). Как поступают настоящие друзья?

Сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»)

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1050/03labp66f1292519400.jpg

    Конспект занятия  по развитию связной речи  подготовительная группа

   Тема: «Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».

Воспитатель:  Пилипенко О.А.

Цель: -   упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием;

 - учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения;

 - развивать монологическую речь.

Оборудование: набор картинок на тему «Находчивый мышонок», фишки.

Методические приемы:  дидактическая игра, игровая мотивация,  вопросы, рассматривание картинок, словесное упражнение, рассказывание рассказа по частям, придумывание названия рассказа.    

                                                             Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

Дети стоят полукругом. Воспитатель проводит беседу:

- Однажды, один художник познакомился с удивительными животными. Он узнал про них очень интересную историю и решил рассказать ее всем детям. Но так как художник очень любил рисовать, его история получилась необычной – он запечатлел ее в картинках. А кто же на картинках, вы узнаете отгадав загадки:

1.Кто играется с клубком,

Ходит в зиму босиком:

Лижет круглый год животик

То пушистый рыжий.(котик).

2.Что за серенький зверек,

Хвостик длинный как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал(мышка)

Молодцы! Кот и мышка станут героями нашего рассказа.

2. Дети садятся за столы. (вывешиваем  картинки в неправильном порядке).

 У меня набор картинок с их изображением. Посмотрите на них внимательно и разложите в правильном порядке так, чтобы можно было понять, что же произошло.

 Теперь картинки расположены в нужном порядке. Давайте внимательнее рассмотрим их и поиграем в игру "Скажи по-другому". Каждый правильный ответ будет награждаться фишкой. На первой картинке изображены котик и мышка. Каким словом близким по значению можно сказать про котика? ( мягкий, пушистый, рыжий, мохнатый, домашний, добрый, усатый, сильный,   смешной, забавный. ). Что можно сказать про мышку? (маленькая, серая, быстрая, хитрая, умная, голодная, храбрая).

Придумай клички котику и  мышонку.

Подумайте кто жил в доме вместе с котом и  мышонком.
Придумайте имя девочке.

Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделал котик?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивился кот, когда проснулся?
Придумайте продолжение этой истории.

2.Составте рассказ. Ребята, вам понравилась история, рассказанная нам художником?

Примерный рассказ:

Лена налила коту Барсику  в миску молока. Барсик немного полакал молока, положил ушки на подушку и уснул. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тимка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тимка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кот Барсик услышал шум, вскочил и увидел пустую миску. Барсик удивился, а мышонок убежал обратно за шкаф.

http://razvivashka.org/d/863376/d/274-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи"Нарисуй картинку словами"

Воспитание у детей  художественного вкуса через знакомство с живописью, поэзией и литературой очень важно. Учить использовать точные и образные выражения, обогащать речь прилагательным...

Мастер - класс: многофункциональная игра по развитию речи "Волшебные картинки"

Дидактическая игра даёт больше  возможностей для развития речи дошкольников, а также коммуникативных навыков.Многофункциональная игра расчитана на  возраст от 4 до 7 лет....

Конспект дидактической игры по развитию речи «Парные картинки».

Конспект дидактической игры по развитию речи : "Парные картинки" для 2 младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи « Рассматривание картинки с изображением зимних забав».

Конспект занятия по развитию речи:« Рассматривание картинки с изображением зимних забав»....

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...

Развитие Речи Тех карта "Признаки осени"

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы.Задачи: обогащение и активизация словаря; образование существительных с уменьшительное – ласкательным значением; со...