Комплексное занятие по развитию речи"Нарисуй картинку словами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Медведева Лариса Ивановна

 

  • Воспитание у детей  художественного вкуса через знакомство с живописью, поэзией и литературой очень важно.
  •  Учить использовать точные и образные выражения, обогащать речь прилагательными и глаголами, составлять словосочетания, небольшие описательные рассказы основные учебные задачи этого занятия.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга, обмениваться впечатлениями и мнениями - всё это важно для формирования коммуникации и позитивных отношений будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_narisuem_kartinku_slovami.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

 по теме «Нарисуем картинку словами»

 

Программное содержание:

  1. Развивать воображение, продуктивное и образное мышление, речь.
  2. Учить использовать точные и образные выражения, обогащать речь прилагательными и глаголами, составлять словосочетания, небольшие описательные рассказы.
  3. Формировать желание слушать стихи, рассматривать картины и правильно понимать их содержание, воспитывать художественный вкус.
  4. Прививать любовь к животному и растительному миру.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга, обмениваться впечатлениями и мнениями..

Предварительная работа:

Экскурсия в музеи, знакомство с творчеством  художников, наблюдения в природе по временам года, знакомство с произведениями русских поэтов и писателей о природе.

Словарная работа: художники- анималисты, дизайнеры, мольберт, палитра, холст

Оборудование: картины с изображением четырех волшебниц со съемными головными уборами. Предметные картинки для словесных игр. Картинки с изображением двух котят и двух щенят. 4 листа бумаги большого формата, краски, карандаши, фломастеры, кисти, вода, салфетки. Опорные схемы для составления рассказов.

 

Ход Занятия: 

I. Воспитатель: отгадайте загадки: «Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья», «Без рук, без ног, а разрисовал все окна». Кого еще называют художниками? Для чего они нужны?

Скажи, скажи художник, какого цвета дождик,

Какого цвета ветер, какого цвета вечер,

Скажи, какого цвета зима, весна и лето?

2. Художников каких жанров вы знаете? (пейзажисты, маринисты, портретисты, анималисты) – Правильно – это художники, которые рисуют природу, людей, события, стихии. Есть художники – дизайнеры, которые придумывают цвет и рисунок одежды, обуви, игрушек, мебели…

Что может художник нарисовать на картине? – ответы детей.

 3.  Дети, есть ли такие художники, которые рисуют не карандашами, не красками, а чем еще можно рисовать картину? А словами можно рисовать? Как называют таких художников?

- это писатели и поэты. Что они пишут? О чем они пишут?

- Давайте вспомним стихотворение, в котором поэт- художник нарисовал сразу четыре картины. Что это были за картины? Кто в них был художником?

 4. Чтение стихотворения:

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога.

5. Какая картина получится, если нарисовать то, о чем написано в этих строках?

- Правильно, Зима.

- Какие слова, вам подсказали ответ?

- Белая краска, белый лес, поле и луга, т.е., деревья голые, ветки как рога.

6. Чтение второго отрывка:

У второго – синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева,

Первые проталинки,

Первая трава

 - Какая картина у вас получилась? - Правильно - Весна.

- назовите слова, которыми поэт нарисовал эту картину

- синее небо и ручьи, синие лужи, прозрачные льдинки – кружева, первые проталины, первая трава.

7.На картине третьего

Красок и не счесть -

Желтая, зеленая,

Голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака (Лето)

 А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Зреют по лесам

Кто же те художники?

Всюду бусы – ягоды

Догадайся сам (Осень)

 - Аналогичная работа с третьим и четвертым отрывками. 

7. Игровой момент: Четыре волшебницы – художницы – Зима, Весна, Лето, Осень - перепутали платья и головные уборы. Помогите им найти свои наряды и объясни свой выбор.

 8. Корзина с фруктами – дары Осени.

Гнездо с птенцами – Весна.

Снежный домик – Зим.

Шляпа с бабочкой Лето.

 9. Словесные, развивающие игры:

Что нужно художнику, который рисует картины, для работы?

- краски, карандаши, мольберт, палитра, холст, бумага

Что нужно поэту, писателю для рисования словом?

- наблюдательность природных явлений, окружающего мира

- красивые слова, предложения.

 10 Сейчас мы с вами превратимся в «художников слов» и постараемся подобрать красивые и нужные слова по смыслу. Послушайте красивые стихотворения

"Подснежник" Г. Виеру

Будто нарисован мелом,
Из-под снега наконец
Вылез он в берете белом,
Хоть и мал, да удалец!

Сонно жмурится подснежник,
Он на цыпочки привстал
Под лазурным небом вешним:
Я устал? Иль опоздал?

"Мак" В. Степанов

Это что там за цветок?
Словно яркий огонек?

Это ярко светит так
Наш любимый красный мак

- О чем можно сказать: Какая? Какой? Какое? Какие? (мак, подснежник)

- Дети придумывают словосочетания;

- Подбирают слова к слову снег;

- Слова бывают? Холодные, вкусные, сладкие, вежливые, злые, добрые..

- Слова обозначают: цвет – желтый, зеленый, лиловый.

- Животных: кто бывает пушистым, хищным, удивительным?

- Солнышко и цыпленок, они какие? Чем отличаются, и чем похожи?

11. Игра «Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,  допустим, только весёлые слова.  Первый игрок произносит:  «Клоун».

Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.Можно сменить тему и называть только грустные слова (например, дождь, слёзы, обида, печаль и т. д.).      

 12. Игра: «Узнай предмет» по загадкам.

По двум, трем признакам узнать предмет. Например: румяное, круглое, сладкое;

- прозрачная, прохладная - вода;

- мягкий, вкусный, румяный – а не пирожок;

- добрая ласковая, дорогая, любимая - мама;

- красная, сладкая, маленькая - ягода;

- сладкое, белое вкусное, холодное мороженое;

- колючий, серый, маленький - еж;

- высокое, раскидистое, зеленое - дерево.

13. Игра: «Цепочка слов» (подбери нужное слово)

- дети по очереди называют слова, подобранные по смыслу: предмет-признак-действие. Составляют предложения. Например: Собака лохматая – лает.

Солнце ясное светит. Девочка маленькая смеется. Дерево высокое растет . Белочка рыжая скачет. Птица пестрая летает. Медведь косолапый бредет. Мяч круглый скачет. Лодка моторная плывет.

Физминутка. Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

(Хлопают в ладоши.)

Удивлялись человечки:

- Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

(Пожимают плечами.)

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

 Засмеялись человечки:

- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

(Исполняют «пружинку».)

Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака и ушами затрясла.

Потряхивают головой.

Человечки же хохочут:

- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

(Потопывают ногами).

 14. Составление описательного рассказа о животном.

Мы с вами уже учились, как рисовать словами, теперь будем рисовать картину сами Дети, вы любите животных? Хотели бы дома иметь любимого друга?

- все животные отличаются друг от друга чем? Ответы детей – внешним видом, повадками, образом жизни. Сейчас каждый из вас нарисует образ животного словами, а мы попытаемся узнать, о ком вы говорите, как вы его представляете себе, что он любит делать, за что вы его любите, чем с ним занимаетесь?

 15. Образец рассказа воспитателя - можно образец рассказа ребенка, можно и без образца, в зависимости от уровня развития детей группы.

16 Прослушать 3-5 рассказов детей, выбрать самый интересный.

 17. А теперь нарисуем красками и карандашами «Мое любимое животное» - рисование по подгруппам. Дети рисуют по этапам, по заранее заготовленным формам, линиям: круг, овал, изогнутая линия, капелька. Один рисует туловище, другой голову, третий хвостик, четвертый лапки.

18. Каждая подгруппа представляет свое животное, описывая словами, кого нарисовали.

 19. Рефлексия, самооценка деятельности, что хотели бы еще узнать по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...

Комплексное занятие по развитию речи с элементами вырезывания для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Программное содержание:1. Закреплять знания детей об овощах, об особенностях их произрастания, о способах их использования, о строении, о их полезных качествах.2. Учить детей делать логические выводы ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...