"Цветик - симицветик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Через данное занятие дети обогащают знания об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОД:   «Цветик - семицветик» для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи: 
Образовательные: 
1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о 
произведениях русских писателей. 
2. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом. 
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. 
Развивающие: 
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок 
появления героев в сказках. 
2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному. 
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно. 
Воспитательная: 
1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 
Оборудование: 
Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сундук, шарик с письмом, цветик-семицветик (на стойке), лепесточки цветика-семицветика, шапочка лисы, корзинка, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, лепестки для оценки занятия детьми, подарки детям. 

Ход занятия: 

Дети входят в зал. Садятся на стульчики 

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное. 

Сказку дети очень ждали, 

Сказку дети в гости звали! 

Сказка здесь уже друзья 

Сказка вновь пришла сюда! 
Ребята, нам пришло письмо. (читает). Это вам сейчас я его прочитаю: 
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок. 
Подарок мой лежит на дне 
В моем волшебном сундуке 
Открыть сундук поможет, дети, 
Волшебный цветик-семицветик. 
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете! 
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус! 
Речевая игра «По лесной тропинке» 
По лесной тропинке (шагают друг за другом) 
В сказку мы пойдём. 
Цветик-семицветик 
Быстро соберём. 
Веточки березы (качают руками) 
Ласково шуршат. 
Лес чудес и сказок, 
Принимай ребят! (кланяются) 
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки) Найдём тебя, дружочек! 
Помоги цветок собрать, 
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши). 
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета? 
Дети: Желтый 
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет? 
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде? 
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай. 
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? 
Дети: Сказка «Колобок». 

Воспитатель: 

Воспитатель: Кто из героев изображен на схеме? 
Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса 
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток. 
Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. 
Дети: Синего цвета. 
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? 
Дети: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 

Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!» 
Море волнуется — раз! 
Море волнуется — два! 
Море волнуется — три! 
Морская фигура замри! 
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы! 
Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? 
Дети: Оранжевый. 
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет? 
Дети: Рыжий. 
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? 
Дети: Лиса. 
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку? 

Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» 

Воспитатель: А загадки про лису вы знаете? 

1 ребёнок: 

Хитрая плутовка, рыжая головка 

Хвост пушистый – краса 

А зовут её (лиса) 

2 ребёнок: 

Хвост пушистый, мех золотистый 

В лесу живёт, кур в деревне крадёт 

3ребёнок: 

У кого из зверей 

Хвост пушистей и длинней? 

Дети, к нам сегодня пришла лисичка (ребёнок), чтобы с нами поиграть. 

(дети играют с Лисой «Летающий платок») 

Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам в корзинке? 
Лиса: Оранжевый лепесточек. 


Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек. 

Какого цвета лепесточек будет следующим? 

Дети: Зеленого цвета. 

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото. . .» Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали? 
Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка». 
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему? 
Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте. 
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Тогда поиграем в игру «Лягушки и цапля» 

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом). 
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток, 
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок! 
Какого цвета лепесток следующий? 
Дети: Фиолетовый цвет. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к ширме) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток. Поиграем в игру 
«Подбери слово». В этой сказке (показ): 
1.Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая). 

2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая). 

3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый). 

4. Теремок маленький, а Медведь (большой). 


Сказки вы все отгадали 
И сравнения назвали. 
И за правильный ответ 
Фиолетовый вам цвет. 
Ребята, какого цвета лепесток следующий? 

Дети: Черного цвета. 

Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — 

Хорошее или плохое 

Дети: Зло 
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный -затопаете. 

-Постучался в нашу дверь 

Необычный чудо-зверь – 

Он в коричневой рубашке, 

Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА 

-Жизнь его лежит в ларце, 

А ларец тот во дворце, 

А дворец – в лесу дремучем, 

Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ 

- На метле вчера летала, 

С высоты большой упала. 

Эй, избушка, курьи-ножки, 

Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА 

- В красной шапочке идет, 

Пирожки с собой несет. 

За кустами волк сидит 

И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА 

Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. 
Какого цвета лепесток будет следующий? 

Дети: Красного цвета. 

Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро в одежде героя, которого 

есть красный цвет. 

Дети: Кот в сапогах 

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Коту в сапогах и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. 
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки). 
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) Посмотрите, у меня разноцветные лепестки. Подойди (имя ребенка) и выбери лепесток такого цвета, задание которого тебе больше понравилось. Теперь пойдут оценить занятие мальчики, а затем девочки. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Волшебный цветик-семи цветик"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы "Волшебный цветик-семицветик"...

Сценарий выпускного вечера "Цветик семи цветик"

Герои: Лиса Алиса и Кот Базилио Буратино Клоун Ириска...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему "Цветик Семи цветик"

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей по математике за первое полугодие учебного года. Задачи: 1.       Продолжать учить сравнивать смежные числа, уста...

Конспект открытого,итогового занятия для учителей и родителей «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» в подготовительной к школе группе

Конспект открытого,итогового занятия для учителей   и родителей «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик»в подготовительной   к школе  группе № 15 «Знай...