Мнемотехника в речевом развитии дошкольников
статья по развитию речи по теме

Шапырова Татьяна Юрьевна

"Мнемотехника в речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhur.docx319.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам – он будет долго и напрасно  мучиться, но свяжите двадцать таких слов  с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д. Ушинский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

 На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. 

 Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

· односложная, состоящая из простых предложений речь;

· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

· недостаточный словарный запас;

· употребление нелитературных слов и выражений;

· бедная диалогическая речь;

· неспособность построить монолог;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· отсутствие навыков культуры речи;

· плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

      Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

      Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

Основные задачи мнемотехники:

  1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки, пересказывать рассказы по мнемотаблице.
  2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  3. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  4. Воспитывать у детей любовь к народным, авторским сказкам и стихотворениям.

   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

            Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

F:\Фото\DSC03922.JPGF:\Фото\DSC03916.JPG

   Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблице состоит из четырёх этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ  с опорой на символы.
4. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:

· Речевое развитие.

· Познавательное развитие.

· Социально-коммуникативное развитие.

· Художественно-эстетическое развитие.

· Физическое развитие.  

Конечно,    использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемотехника справляется просто великолепно. 

Положительные  эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

 -  мощное развитие визуального мышления;

  - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

-  формирование способности к эффективному самостоятельному  обучении.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

F:\Фото\DSC03920.JPG     F:\Фото\DSC03927.JPG

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

«Мнемотехника в речевом развитии дошкольников»

Раскрыты цели и задачи мнемотехники, актуальность использования данной техники в детском саду...

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

)-  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасномучиться, но свяжите двадцать   таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»....

Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....