Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну игрушек"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иванова Мария Викторовна

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

Обучающие.

- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.

- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.

- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.

- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.

Развивающие.

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

- Развивать умение выделять существенные признаки.

- Развивать коммуникативные действия.

Воспитывающие.

- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

« Развитие речи» по теме  «Путешествие в страну игрушек»  в старшей группе

Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №21-Иванова М.В.

Санкт-Петербург 2015

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

Обучающие.  

- Развивать связную речь, упражнять  детей составлению описательного рассказа по игрушке.

- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.

- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.

- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.

Развивающие.

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

- Развивать умение выделять существенные признаки.

- Развивать коммуникативные действия.

 Воспитывающие.

- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Форма - подгрупповая

Методические приемы:  наглядные, словесные, практические, игровые.

  1. Сюрпризный момент
  2. Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
  3.  Художественное слово
  4. Наглядный материал.
  5. Дидактическая игра «Что из чего».
  6. Динамическая пауза с использованием звукоподражания
  7. Элементы дыхательной гимнастики  « Насос»
  8. Подсказ
  9. Поощрение

Оборудование: игрушки: медведь, грузовик, кукла, письмо, 6 цветов красного цвета, 6 цветов – желтого цвета, 6 цветов – коричневого цвета, «зеленая полянка» - коврик, домики для игрушек, «ковер-самолет», 5 кругов для прыжков.

 Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию                                         речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»,   вырезание цветов,

выставка «Любимая игрушка».

Этап

Содержание взаимодействия

Педагогическая поддержка, индивидуальная работа, педагогическое сопровождение ситуаций, затруднения, предварительная работа

1. Организационный момент

1  мин

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?   Давайте ласково посмотрим  друг на друга , улыбнемся и возьмемся за руки.

Художественное слово

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:

если ребенок отвечает, что у него плохое настроение, спрашиваю почему?

 В зависимости от ситуации настраиваю ребенка на положительные эмоции.

Например:

- Я думаю, что если все дети ласково посмотрят на тебя и улыбнутся, то у тебя настроение  чуть-чуть улучшится.

2.  Введение в игровую ситуацию.

3 мин

Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам игрушки из страны Кукляндия. Ребята, у нас случилась беда, злой волшебник заколдовал нас, и мы забыли, что мы за игрушки. Спасите нас, пожалуйста. А, чтобы нам помочь, нужно составить про нас рассказы».

Воспитатель: Ребята, поможем игрушкам? Для этого мы отправимся в страну игрушек. Согласны?

 Кладу ковер – самолет,  дети усаживаются на ковер.

Воспитатель: Готовы? Тогда вперед на помощь игрушкам. Ребята, давайте скажем волшебные слова:

Чу, чу, чу

На ковре самолете я лечу

Воспитатель: А сейчас закрывайте глазки, крепко-крепко.

Расставляю домики с игрушками на стол, а также круги «кочки»

Воспитатель: Открывайте глазки. Ну, вот мы и оказались в волшебной стране игрушек. А вот и первый дом. Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет в этом доме.

3. Игровая ситуация с загадкой.

4 мин

Дети стоят вокруг стола.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит.

А проснется, ну реветь!

Как зовут его?
Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, ребята! А  вот и медведь. Ребята, мы ведь попали в волшебную страну, чтобы расколдовать игрушки. А как мы их расколдуем?

Дети: Нужно составить рассказ  о медведе.

Воспитатель: правильно, но сначала давайте его хорошенько рассмотрим.

Воспитатель и дети садятся на стульчики вокруг стола

1.Что это? (Это игрушка медведь.)

2.Какого роста Медведь? (Медведь небольшого роста.)

3.Какие у него есть части? (У медведя  есть голова, туловище, лапы и хвост)

Далее прошу задать  вопрос пассивного ребенка.

4.Какого цвета медведь? (медведь бурого цвета)

5.Из какого материала сшит  медведь? (медведь сшит из меха)

6.Как можно играть с  медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т.д.)

7.Тебе нравится медведь? (мне очень нравится медведь).

Воспитатель:

Ребята, кто хочет  составить рассказ о медведе?

Ребенок:

 Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь бурый. Он сшит из меха, поэтому мягкий. Медведя  можно укладывать спать, катать на машине. Мне он очень нравится.

Воспитатель:

Молодец, Наташа, у тебя получился замечательный рассказ, и ты расколдовала игрушку медведя.

Предварительная работа:

Детям загадывались загадки подобного типа.

Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Дети вспоминают, зачем они попали в волшебную страну.

Вспоминают способ, при помощи которого дети смогут помочь игрушкам.

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

- Максим, попробуй  задать свой вопрос.

Если Максим затрудняется, прошу помочь активного  ребенка.

Предварительная работа: Выставка « Моя любимая игрушка». В свободной игровой деятельности дети составляли рассказы о своей игрушке.

Наташа медлительная, поэтому следует соблюдать терпение, не торопить с рассказом, не прерывать.

4. Дидактическая

 игра “Что из чего”.

2 мин

Дети  встают со  стульчиков в кружок, бросаю ребенку в руки мяч и задаю вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.

Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением.

Если игрушка сделана из дерева, она какая?

Ребенок: если игрушка сделана из дерева то она деревянная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая.

Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая.

Воспитатель: Если игрушка сделана из бумаги, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из бумаги, она бумажная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из плюша, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из плюша, она плюшевая.

Воспитатель: Если игрушка сделана из стекла, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из стекла, она стеклянная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из глины, то она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из глины, то она глиняная.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Ребята, впереди болото. Чтобы нам не провалиться, прыгаем с кочки на кочку.

 5-6 кругов, дети перепрыгивают с «кочки» на «кочку» произвольно.

Предварительная работа:

В свободной деятельности проводили игру «Что из чего?»

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

5. Игровая ситуация с загадкой.

3 мин

6. Динамическая пауза.

2 мин

Кто не может жить без грузов, 
У кого огромный кузов? 
Все, что хочешь, увезет, 
Никогда не устает. 
По дороге напрямик 
Груз доставит.

Дети: Грузовик.

Воспитатель достает грузовик.

Дети садятся на стульчики.

(описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ)

Воспитатель: Ребята, а кто расколдует грузовик и составит рассказ? Слушайте внимательно, я Игоря остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас.

Ребенок: Это грузовик. Грузовик игрушка. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, на колесах диски, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета. Диски на колесах и фары на бампере белого цвета.

2 Ребенок:

Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове.

Воспитатель: Молодцы, Ваня и Игорь расколдовали грузовик. А теперь мы сами будем водителями. Встанем в круг.

Завели машину: с-с-с                     

вращения руками перед грудью

Накачали шину              

упражнение "Насос"

1.Руки соединить перед  грудью, сжав кулаки - вдох

 2.Выполнять наклон вперед - вниз и при каждом  наклоне делать выдох  с произнесением звука ш-ш-ш

 как при накачивании шин насосом (5 наклонов и вдохов).

                                                               

Улыбнулись веселей

И поехали скорей.

вращение воображаемого руля, бег друг за другом

Доезжаем на машинах до следующего домика.

А вот и следующий домик, остановили машины, припарковали  на стоянке. Интересно, а кто в этом домике живет?

Предварительная работа:

Детям загадывались загадки подобного типа.

Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:  

если ребенок затрудняется, прошу помочь другого ребенка, напомнить план рассказа.

Предварительная работа:

Использование физкультминутки на других занятиях.

Контроль  вдоха  и длительного  выдоха.    

7.  Игровая ситуация с загадкой.

5мин

Воспитатель:

Она похожа на актрису.

В красивом платье серебристом, 
Расскажу ей сказку - 
Она закроет глазки, 
Поиграем - будем спать, 
Уложу ее в кровать. 
Что за милая игрушка: 
Утром - дочка, днем - подружка?

Дети:  Кукла.

Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! А кто хочет расколдовать куклу? Пойдемте, сядем на стульчики и поможем красивой кукле. Полина начнет составлять рассказ о кукле, а  остальные, будьте внимательными, я Полину остановлю, а вы продолжите рассказ.

Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней разноцветное платьице. На платье желтая бабочка с голубеньким цветочком на усиках. На ногах у куклы серо-розовые  туфельки.

Воспитатель: Полина спасибо. Маша, продолжи, пожалуйста.

Другой ребенок: Кукла игрушка. Голова и руки у куклы из резины. Туловище и ноги из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.

Воспитатель: Молодцы,  девочки,  у вас получился очень подробный интересный рассказ. Вы расколдовали куклу.

Предварительная работа:

Детям загадывались загадки подобного типа.

Напоминаю детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Активизирую внимание детей.

Индивидуальная работа:

Полину прошу исправить или дополнить рассказ Маши, так как Полина очень любознательная девочка, хорошо владеет речью.

8.  Рефлексия

4 мин

Кладу зеленый коврик «сказочная поляна»

Воспитатель:

А вот и цветы. Ребята, в волшебной стране есть полянка, но нет на ней цветов. Давайте украсим с  вами полянку, но цветы непростые, если вам понравилось в стране игрушек -   кладем желтый или красный цветочек, если что-то не понравилось коричневый.

Воспитатель:

Ребята, что мы делали в волшебной стране? (В волшебной стране мы помогали игрушкам)

А как вы думаете, мы помогли игрушкам?

(Я думаю, что мы помогли игрушкам)

Расколдовали их? (да, расколдовали)

Расскажи, что  нужно было сделать, чтобы расколдовать игрушки? (Нужно было составить рассказ об игрушке).

А что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно:  До свидания страна Кукляндия.

Дети: До свидания страна Кукляндия.

Воспитатель: Отправляемся назад на нашем ковре самолете. Зажмурили глазки крепко- крепко.

Скажем  вместе:

Чу, чу, чу в детский сад я улечу!!!


Предварительная работа:

 в свободной деятельности дети вырезали цветы.

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения:

Если ребенок положил коричневый  цветок на поляну, спрашиваю, что тебе не понравилось? Почему? Нацеливаю на положительный настрой.

В зависимости от ответа ребенка, нахожу прием, чтобы поднять настроение этому ребенку.


                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Мультфильмия»

Цель: Создать у детей радостное настроение, атмосферу увлечённости и заинтересованности между взрослыми и детьми; воспитывать желание читать добрые сказки и смотреть старые, добрые мультфильмы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране игрушек»

Упражнять детей в образовании прилдагательных. Воспитание бережного отношения к окружающим,игрушкам....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Здоровья»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Здоровья»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « В СТРАНЕ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ»

На занятии  дети знакомятся с понятием "крылатые выражения", почему выражения имеено так называют. Также дети узнают много крылатых выражений, что они обозначают и почему люди так говор...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Здоровья»

Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о правилах здорового образа жизни:- формировать убеждения о пользе здорового образа жизни;- развитие стремлений к творческому самовыражению, умение о...