Главные вкладки

    Волшебная Страна слов
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе —  

    Волшебная Страна слов

    Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

    Упражнять в координации речи с движениями.

    Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».

    Учить фантазировать, развивать образное представление.

    Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

    Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

    Развивать эмоциональную сферу детей.

    Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубое; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

    Форма проведения: игра – путешествие

    Материалы и оборудование:  шляпа для феи, волшебная палочка, воздушный шарик, приглашение, сердечко, солнце, картинки неба и облаков, подушечки, картинка речки, река, камешки округлой формы, картинки рыб, султанчики, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский)

    ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

    В группу входит педагог с детьми.

    Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

    (на столе лежит сердечко и приглашение).

    Воспитатель. Поглядите, дети, что это у нас здесь лежит (берет сердечко).

    Дети. Сердце.

    Воспитатель. А давайте поиграем с вами. Сердце-это….

    Дети. Тепло, любовь, дружба, радость

    Воспитатель. Давайте и мы с вами подружимся, будем передавать сердечко и называть свои имена. Вот мы и познакомились с гостями и подружились.

    Воспитатель. А вот ещё что-то лежит.

    Читает: «Приглашаю путешествовать в волшебную страну слов» -Фея Слов

    Воспитатель. Дети, а вы любите путешествовать?

    Дети. Да.

    Воспитатель. Закройте глаза и скажите «Крибле-крабле- бумс!»

    (воспитатель одевает колпак). Дети открывают глаза.

    Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

    ДетиХотим!

    Фея. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

    Дети. Выдумка, мысль, мечта, образы, воображение

    Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что — то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

    Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии.

    А на чем мы можем с вами путешествовать?

    Дети. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, воздушный шар, волшебная палочка, лампа, кольцо, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, клубок.

    Фея. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Снизу мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

    Среди поля голубого яркий блеск огня большого

    Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

    Светит весело в оконце. Догадались?

    Дети. Это — солнце!

    Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца (звучит музыка).

    Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

    Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело (Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей).

    Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись(Медленно тянут руки вверх, улыбаются)

    Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

     Дети. Ласковое, теплое, сияющее, согревающее, желтое, оранжевое, яркое, радостное, лучистое, веселое,

    Фея. Давайте с ним поиграем.

    Пальчиковая гимнастика.

    Дети встают в круг.

    Солнышко, солнышко, погуляй у речки( Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу)

    Солнышко, солнышко, разбросай колечки!(Быстро сжимают и разжимают кулаки)

    Мы колечки соберем, золоченые возьмем.(Выполняют хватательные движения с щепотью)

    Покатаем, поваляем(Круговыми движениями трут ладонью о ладонь)

    И назад тебе вернем(Поднимают руки вверх раздвинув пальцы)

    Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

    Дети. Облачное, безоблачное, голубое, ясное, хмурое, осенние, низкое, серое, безграничное, далекое, высокое, бесконечное, радостное

    ФеяПрекрасно! А теперь присядьте, отдохните(на подушки), на облака посмотрите.

    Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

    Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

    Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

    А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

    Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

    Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?

    Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

    На полу, на потолке, на носу и на руке.

    Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

    Найдите слова на небе, прохлопайте их. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

    Какие интересные слова! Скажите что делает река?(картинка реки)

    Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

    За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

    Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

    Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река(Дети имитируют движениями рук плавание в воде.)

    В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда(Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны)

    Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями)

    Наконец она садится на корягу под водой(Садятся на несколько секунд в глубокий присед)

    Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем(Выполняют ходьбу на месте)

    А теперь глубокий вдох – и садимся на песок(Садятся на подушечки).

    ФеяКак вы думаете, дети, кто  может жить в реке?

    Дети. В реке могут жить рыбы.

    Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

    Фея раздает картинки рыб. Дети называют их индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке(караси, щука, окунь, лещ, судак)

    Фея. А какие рыбы у нас остались?

    ДетиДельфин, кит, акула

    Фея. Почему они не могут жить в реке?

    Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

    Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

    Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

    Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

    Если это рыбище – у неё… (улыбище)

    Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

    (Берет корзину с султанчиками)

    Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

    Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова» (спасибо, пожалуйста, добрый день, здравствуйте, до свидание, добрый вечер, сладких снов, привет, доброй ночи, извините, простите, приятного аппетита, доброе утро).

    Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

    Дети достают из корзинки султанчики и дуют на них.

    Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза «Крибле-крабле- бумс!»  (снимает шляпу).Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

    Дети делятся своими впечатлениями.

    Воспитатель Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

    В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

    Волшебная страна слов.

    Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».Учить фантазировать, развивать образное представление.Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончан...

    «Волшебная страна слов»

    Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе....

    Конспект занятия в кружке «Волшебные краски» в средней группе.Тема: «Волшебная страна красок»

    Педагог:- Ребята сегодня мы с вами побываем в удивительной стране Волшебных красок. Чтобы нам туда попасть я расскажу вам сказку. (Звучит музыка «В гостях у сказки»). Жили-были краски...

    Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

    Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

    Конспект занятия для детей первой младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

    Конспект занятия по этикету для детей первой младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»...