Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи по теме

Филатова Оксана Владимировна

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_po_leksicheskim_temam.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ

ДВИЖЕНИЯ

СЕМЬЯ

Кулачок (рус. нар. потешка)

Это пальчик-маленький

Это пальчик-слабенький

Это пальчик-длинненький

Это пальчик-сильненький

Это пальчик-толстячок

Ну а вместе – кулачок!

Кулак и ладошка (рус. нар. потешка)

Сожми кулак – раскрой ладошку.

Теперь меняй их быстро, крошка!

Опять –ладошка и кулак,

Давай бустрее делать так!

Раз-два-три-четыре 

(Г. Сапгир)

Раз-два-три-четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

Раз-два-три-четыре-пять.

Всех начну считать опять.

Оладушки у бабушки

 (С. Ермакова)

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

Раз-два, румяные!

Раз-два, горячие!

Раз-два, их жарили!

Три – поворачивали!

Вкусные оладушки

Ели мы у бабушки!

РАСТЕНИЯ

Овощи (Е. Борисова)

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Фрукты (Е. Борисова)

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Вкуснее наших фруктов нет!

Грибы (О.Крепенчук)

На полянке – толстячок

Белый гриб – боровичок.

А под ним, дрожа немножко,

Подняла улитка рожки.

Ягодки (С. Ермакова)

Сорву я малинку

Насте в корзинку.

Найду земляничку

Полинке – сестричке.

Смородинку в баночку

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

Несу для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелых вишен!

ДЕРЕВЬЯ

Дерево (П.Воронько)

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка в слезы.

Ёлка (В. Цвынтарный)

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Орешник

Орешник ветки наклонил –

Зверят орешком угостил:

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для зайчонка,

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундучку,

И орешек для меня

Приготовил он, друзья

Листочки

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Собираем листики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Выполнять круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики

Хлопать в ладоши

Загибать пальчики

Сжимать кулачки

«Фонарики»

Хлопать в ладоши

Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону.

Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки.

Повторить первое движение.

Повторить второе движение.

Изобразить ладошками корзинку.

Сгибать пальчики,  начиная с большого.

Изобразить ладошками корзинку. Сгибать пальчики,  начиная с мизинца.

Погладить живот.

Показать большой палец.

Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.

Ладонь левой руки накрывает кулак правой.

Поднять указательный и средний палец правой руки, большой палец придерживает остальные.

На каждые две строчки поочередно растирать пальцы одной руки пальцами другой.

Затем поменять руки и повторить все снова.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Ладони отвести от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперед. Локти слегка развести.

«Кивающие» движения ладоней

Сжать кулачки

Массирование пальцев, начиная с мизинца

Сложить руки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы.

Отгибать пальчики.

Кулачки сжимать и разжимать.

Загибать пальчики.

Изобразить фонарики.

ЦВЕТЫ

Цветок (Н.Нищева)

Вырос цветок

На весенней поляне,

Утром весенним

Раскрыл лепестки.

Всем лепесткам

Красоту и питанье

Дружно дают

Под землей корешки.

Мы цветы в саду сажаем

(В.Волгина)

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей 

Колокольчик (Е.Серова)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Ромашки

Ромашки белые цветки - 

Как пальцы маленькой руки

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки!

Аленький цветочек

У нас в саду расцвел цветок,

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл наутро лепестки,

Должны работать корешки.

Соединить вместе руки от пальцев до локтей, пальцы слегка округлить.

Развести пальцы в стороны – «раскрывшийся цветок»

Выполнить ритмичные движения пальцами вместе-врозь.

Ладони опустить вниз,прижать друг к другу тыльной стороной, пальцы развести.

Имитировать посадку цветов

Загибать пальцы.

Тыльные стороны ладоней направит вверх, пальцы рук скрестить.

Средний палец правой руки опустить вниз, свободно покачать им.

Показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями.

Считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков

Соединить ладони, пальцы округлить.

Развести пальцы, пальцы врозь-вместе.

Соединить тыльной стороной, пальцы вниз, пошевелить ими.

ЖИВОТНЫЕ

Кто в деревне живет? 

(И. Гурина)

Кто в деревне живет?

Лежебока-рыжий кот,

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет? (И.Гурина)

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы загибать.

Дикие животные (Е. Борисова)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок,

Бурый, мохнатый, смешной Медвежонок.

Две лошадки (С.Ермакова)
Две лошадки утром рано

Поскакали по полянам.

По траве они гуляли,

К вечеру совсем устали

И с поникшей головой

Воротилися домой.

Сложить руки «домиком», изобразив крышу.

Загибать указательным пальцем правой руки пальцы на левой руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать кулачок.

Переплести пальчики, имитируя лес.

Загибать указательным пальцем левой руки пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Вращать большим пальцем.

Имитировать бодрый топот лошадок, поочередно постукивая подушечками пальцев обеих рук по столу.

Медленно «перестукивать» пальцами по столу, изображая, как бредут усталые лошадки

ПТИЦЫ

Перелетные птицы

 (рус. нар. потешка)

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Воробей (С. Ермакова)

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Летела сова (рус. нар. потешка)

Летела сова,

Веселая голова.

Летела – летела,

На головку села

Села, посидела,

Головой повертела

И опять полетела.

Сорока (С. Ермакова)

Рано утром издалёка

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Помахать руками.

Положить руки на голову.

Снова помахать руками.

Сжимать и разжимать пальцы

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

Соединить кисти крест- накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

НАСЕКОМЫЕ

Насекомые (Е.Борисова)

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой сюда комар летит!

Прячьтесь!

Червячок (Л.Калмыкова)

Червячок, червячок

Не ложится на бочок.

Где бочок у червячка,

Я не выяснил пока.

Пчела

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

  А за нею шмель-шмелек

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.

  Пожужжали, полетали,

  От усталости упали.

Улитка

У улитки – крошки,

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай на облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Сжимать и разжимать пальцы.

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

Сжать пальцы правой руки в кулачок, большой палец выпрямить вверх, выполнять круговые вращения большим пальцем.

То же другой рукой.

Ладошки соединить перекатывать сомкнутые ладошки с одной тыльной поверхности на другую

Развести руки в сторону.

 Машут ладошками.

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик.

  Делают кружочки из пальчиков

  подносят к глазам.

  Роняют ладони на стол.

Пальцы в кулаке, указ. и миз. вытянуты вперед – шевелят усиками.

Ладони прижаты тыльной стороной, пальцы прямые, имитировать полет бабочки.

РЫБЫ

Рыбка (М. Клокова)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Жил да был один налим

 Жил да был один налим,

 Два ерша дружили с ним.

 Прилетали к ним три утки

 По четыре раза в сутки

 И учили их считать:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Рыбки (Л.Моисеева)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Рыбка в озере живет

 (Джеки Силберг)

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

Хвостиком ударит вдруг

И услышим мы – плюх, плюх!

Сложенными вместе ладонями изобразить как плывет рыбка.

Погрозить пальчиком.

Медленно сближать ладони и хлопнуть. Шевелить пальчиками – «ротик у рыбки».

Сложить ладошки, наклонять пальцы из стороны в сторону.

  Движения имитирующие

  движения плавников.

  Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

 

Имитировать движения рыбок в соответствии с текстом.

Ладошки соединены и делают плавные движения.

Ладошки разъединить и ударить по коленкам.

Ладошки соединить у основания и так похлопать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковой гимнастики: рыбки, цветы, зайка серенький, сорока-ворона, мальчик-пальчик, овощи, семья, замок, игрушки, капель, капуста, мухомор, кошка, осень, зима, новогодний праздник, в лесу...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей среднего возраста

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников старшего возраста

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что уровень ра...