ФЦКМ по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Лилия Фазулзяновна Тарманова

Формирование целостной картины мира по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ftskm_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ФЦКМ во второй младшей группе «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать обобщенное представление о жизни птиц зимой.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстраций; чтение стихов, художественных произведений; заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мёрзнут лапки у синичек… »; поделка кормушек совместно с родителями; кормление птиц; подготовка материала для аппликации.

Словарная работа: зимующие, перелётные, нахохлившись.

Материалы: видео и аудио записи; игрушка-Петрушка; опорные карточки для составления рассказа; карточки и иллюстрации с изображением зимующих птиц; корм для птиц: семечки, кусочки сала, хлебные крошки; кормушки для птиц; листы бумаги формата А-4 с изображением птиц у кормушки; клей-карандаш; влажные салфетки.

Воспитатель:

Придумано кем- то просто и мудро-

При встрече здороваться «Доброе утро! »

«Доброе утро! »- солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? А почему?

Дети: Потому, что на дворе зима.

Воспитатель: правильно, прошло уже два зимних месяца – декабрь и январь. Зима уже приближается к концу, а наш друг-Петрушка ни разу не побывал с нами на прогулке- у него ведь нет тёплой одежды. Он о зиме ни чего не знает. Расскажите ему, какая она – зима.

Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные картинки.

Рассказ детей: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.

Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?

Дети: Нет не все, некоторые остаются.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Птичьи гнёзда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех смелей

Наш дворовый воробей.

С нами на зиму остался,

Холода не испугался.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать.

Воспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? Какие ещё птицы остались с нами?

Дети: Вороны, синицы, галки, голуби, сороки, снегири, дятлы (называют и показывают) .

Воспитатель: Все птицы, которые не улетают, а остаются зимовать с нами, называются…

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Ты, Петруша, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану). (Видеоролик «Птицы зимой») .

Воспитатель: В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу в таком глубоком снегу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью, в надежде, что здесь им будет легче отыскать себе корм, что люди помогут им пережить холодную зиму. (Видеоролик «Покормите птиц зимой») .

Воспитатель: Мы с вами можем помочь птицам? Как?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: Чем?

Дети: Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.

Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку?

Дети: Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить кормушку.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, как об этом пишет Г. Ладонщиков.

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек

На крыльцо бежим скорей-

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На окошке сидя, птицы

Чистят пёрышки свои.

Здесь щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли, не пугливы-

Хоть руками их бери.

Воспитатель: В такие холода, как сегодня, птицам особенно нужна наша помощь, поэтому мы сегодня повесим на нашем участке ещё несколько кормушек- это и будет наша птичья столовая. Посмотрите на экран, вот так люди помогают птицам зимой (видеоролик, и чтение стихотворения «Покормите птиц зимой») .

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем (физкультминутка – пальчиковая игра) .

Пальчиковая игра «Веселый счет»:

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках-

Всем хватило зёрнышек!

Самомассаж пальчиков:

Утро настало солнышко встало:

Вставай, большак, вставай, указка,

Вставай, серёдка, вставай, сиротка,

Вставай, крошка- Митрошка.

Привет, ладошка.

Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - покормить наших птичек. Вот они сидят и ждут, когда же мы положим для них угощение?

Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать?

Дети: Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки.

Синичка – зёрнышки, хлебные крошки, сало.

Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы. Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования клеем. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой. Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение:

Мёрзнут лапки у синичек.

Трудно им без рукавичек

Да и холодно в мороз.

Я им семечек принёс.

-Посмотрите – ка сюда-

Это вкусная еда!

На ладонь мою садятся,

Греют лапки, не боятся

Звучит фонограмма птичьего щебета.

Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Теперь, ребята, эти синички расскажут всем птицам в округе, что в детском саду у них много добрых друзей, которые готовы помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую за окном или на балконе.

Звучит весёлая позитивная музыка, дети могут продолжать наблюдать за птицами на кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ на тему: "Птицы" (первая младшая группа)

Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира.Тема: «Птицы»...

Конспект итогового занятия для детей средней группы (ОО ФЦКМ, лепка) Тема: «Птицы на кормушке»

Программное содержание:- Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.- Закрепить у детей знания о характерных признаках птиц.- Учить лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти...

план -конспект по ФЦКМ старшая группа «Птицы – наши пернатые друзья»

laquo;Птицы – наши пернатые друзья»Цель: систематизировать и закрепить знания детей о птицах; расширить словарный запас, развивать речь. Воспитывать бережное отношение природе.Матери...

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели» 4 неделя апреля

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели»...

Конспект занятия в младшей группе по ФЦКМ Тема: «Перелётные птицы»

Цель:Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей). Задачи: Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, г...