Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Парминова Наталья Владимировна
Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno_prostranstvennoy_sredy.docx20.2 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно - пространственной среды

как средство развития речи
(через развитие мелкой моторики рук)

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности зависит успешность ребёнка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем – полноценное обучение в школе.

Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики.

 

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.

Речевая предметно -пространственная среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой предметно-пространственной среды

  •  Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды: 

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; 

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка;

Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций;

Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Требования к построению предметно-пространственной  речевой среды:

  • Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать  активность всех воспитанников в разных видах деятельности; 
  • Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 
  • Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности; 
  • Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
  • Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей;
  • Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики рук включает в себя:

  • Практическая литература
  • Картотека логоритмических упражнений
  • Разнообразные  игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей
  • Сухой бассейн
  • Центр песка и воды
  • Наборы предметов для проведения самомассажа
  • Цветные клубочки
  • Счетные палочки
  • Картотека схем для выкладывания узоров
  • Пальчиковый театр

В центре двигательной деятельности находятся пособия на развитие мелкой моторики рук: разноцветные ленточки, которые дети скручивают. Игры с мячом:

«Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши»

Игры с перекатывание мяча в воротики; игры с шариками на липучке и мн.др.

В центре воды и песка игры с водой «Наливайка»; игры с крупами и песком. Так, например: насыпаем в емкость горох или фасоль, ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи»

Также в данном центре расположены: различные виды материала, способствующие развитию тактильных ощущений: поролон, фактурная бумага, ткань, кожа. Игры с пластиковыми крышками.

В центре конструирования: наборы различного конструктора, как напольного, так и настольного; крупные пазлы.

В центре игры: на стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. При этих действиях у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками.

В центре творчества: различные трафареты для обводки; пластилин, глина; мелкий  игровой материал для обыгрывания.

В центре театра: разные виды театра, в том числе пальчиковый.

Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Развитие речи через тренировку мелкой моторики рук.

В работе по развитию м/м рук и координации движений кистей рук можно использовать игры, сделанные своими руками- игры с пробками. Эти игры построены по одному принципу- закручивание пробки на горлышко...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

Консультация для родителей " Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики...

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . ...

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . На...