Конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие с Колобком в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Путешествие с Колобком в осенний лес

Задачи: расширять знания детей о диких животных в лесу; формировать представления о приспособленности к природным условиям; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность; воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.

Материал: колобок, иллюстрации животных, карандаши, письмо, карточки, силуэт медведя, мяч.

Формы организации:

- Ребята, вы помните сказку "Колобок"

- В ней действие происходило летом. А теперь представьте, что баба испекла Колобок в осеннее время года. И давайте продолжим сказку с того момента, как баба вынула его из печи и поставила остужать. Но ведь осенью окно не откроешь, чтобы остудить Колобок

- Как по - вашему, куда баба могла поставить Колобок, чтобы он остыл? (на стол)

- Надоело Колобку на столе стоять. Решил он поглядеть, куда эта баба вышла. Спрыгнул он со стола на стул, со стула на пол, и покатился он по избе. Дверь баба плохо закрыла, вот Колобок выкатился на улицу. Покатился Колобок по расчищенной дедом тропинке, сначала к калитке. Калитка была не заперта. Колобок покатился дальше. Изба деда и бабы на самом краю стояла и как только выкатился Колобок из калитки, так он сразу за деревней и оказался. И решил Колобок по дорожке к лесу отправиться.

Катится он, катится по дорожке и прикатился в лес.

Смотрит Колобок на лес и не узнает его.

- Почему?

- Да, всё верно. Лес осенний стоит, уже не в зеленом убранстве, а золотом. Деревья, кустарники, земля - все покрыто разноцветными листьями.

- Вспомните, дети, кого Колобок в сказке повстречал? (заяц, лиса, медведь)

- А кого из этих зверей, в нашей сказке, он ну никак не может встретить? (медведя)

- Почему? (потому что он  лёг спать)

- Где спит? (в берлоге)

- Молодцы, ребята, правильно ответили. Медведь накопил на зиму жирку и с приходом морозов лег в спячку.

- Как зовут детенышей у медведицы? (медвежата)

-Правильно, ребята. Детенышей у медведицы зовут медвежата. Медвежата появляются у медведицы поздней зимой.

- Когда медведица выйдет из берлоги?

- Да, все верно. Весной медведица выйдет из берлоги уже с подросшими медвежатами.

- Молодцы, ребята, вот сколько много вы знаете о медведе.

И покатился Колобок дальше. Катится, он катится, и повстречал на лесной опушке.

- А кого он повстречал мы узнаем, отгадав загадку.

У хозяюшки малышки

В дупле грибы и шишки.

(белка)

- А как, ребята вы догадались, что это белочка?

- Какого цвета шубка у белочки летом? (рыжая)

- А всегда ли у нее такая рыжая шубка? (нет)

- Какого цвета шубка у белочки зимой? (серая)

-Молодцы, ребята, правильно ответили. Летом у белочки шубка рыжая, а к зиме она ее меняет на серую, более теплую и пушистую. Так же к зиме у белочки на ушах появляются кисточки.

- А какой хвостик у белочки? (пушистый, красивый)

- А как вы думаете, зачем ей такой хвостик? (не знаю)

- А я вам сейчас расскажу.

- Хвост не только украшает, но и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках, помогает сохранять равновесие, чтобы белочка не упала. Поэтому белочка свой хвостик бережет, чистит, старается в сырую дождливую погоду укрыться в гнезде.

- Ребята, а есть ли у белочки домик? (да, есть)

- А как называется домик белочки? (дупло)

- Чем любит питаться белочка? (грибами, ягодами, орехами, шишками)

- Мы сказали, что белочка меняет к зиме свою рыжую шубку на более теплую серую, а делает ли белочка запасы на зиму? (да)

- Да, ребята, все верно, белочка делает себе запасы на зиму.

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется " Запасы белки". Перед вами лежат карточки. Вы должны обвести кружком

то, что белочка запасает себе на зиму.

- Весной у белочки появляются детеныши.

- Как зовут детенышей у белочки? (бельчата)

- Правильно, бельчата.

- Молодцы, ребята, и о белочке вы знаете очень много.

Физкультминутка " Звериная зарядка"

Катится, катится Колобок дальше, а навстречу ему.

А кто попался ему на встречу, мы с вами узнаем, собрав картинку из частей.

- Дети, с кем же встретился Колобок? (с зайцем)

-Ребята, а как же вы догадались, что это заяц? (у него длинные уши, короткий хвост и т. д.)

- А всегда ли у зайчика такая красивая белая шубка? (нет, не всегда)

- А что же произошло с его шубкой? (он ее поменял)

- А зачем же зайчишка поменял шубку? (чтобы его не было видно на снегу)

- Какого цвета шубка у зайчика летом? (серая)

- Правильно, ребята, летом у зайчика шубка серая, а к зиме он меняет ее на белую, теплую и пушистую.

- А как зайчик спасается от врагов?

- Единственное спасение от врагов - быстрые ноги. Убегая, заяц запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа врага. Умеет прятаться в самых неожиданных местах.

- Ребята, а делает ли зайчик запасы на зиму? (нет, не делает)

-А чем же тогда питается зайчик зимой? (корой деревьев, ветками и сухой травой)

- А есть ли у зайчишки домик? (нет)

- Правильно, дети, у зайчика нет домика. И запасы он себе на зиму не делает. Поэтому нужно проявлять заботливое отношение, подкармливать.

- Весной у зайчихи появляются детеныши. Как зовут детенышей? (зайчата)

- Молодцы, ребята, и про зайчика вы много всего знаете.

- Вы, наверное устали. Давайте мы с вами прогуляемся. Ой, ребята, посмотрите, я нашла письмо. На конверте написано группа "Незабудка". Значит это письмо нам.

- Дети, как вы думаете кто же нам мог письмо прислать? (лисичка)

- Да, все верно это письмо от лисички. Давайте мы с вами тихонечко присядем здесь на полянке, и я вам прочту письмо.

- Ребята, что-то лисичка напутала в своем письме. Послушайте внимательно.

" Я лисица - красавица. У меня серая пушистая шубка, длинные уши и красивый пушистый рыжий хвостик. "

- Ой, ребята, все ли верно? (нет, у нее не серая шубка и уши не длинные)

- А какая же у нее шубка? (рыжая)

- Правильно. Давайте прочитаем письмо дальше.

"Я люблю лакомиться корой деревьев, сухой травкой и мышками. "

- Все ли правильно пишет лисичка? (нет)

- А что же она здесь напутала? (Она не питается корой деревьев, не ест сухую траву)

- А мышками питается? (да)

- Давайте читать дальше.

"На зиму делаю запасы. Сушу грибы, ягоды, наполняю свои кладовые спелыми орехами, желудями и шишками. А с приходом морозов ложусь в спячку в своей берлоге. "

- Ребята, а здесь лисичка правильно написала? (нет)

- А что здесь она напутала? (она не делает запасов на зиму, не ложится в спячку и т. д.)

- Молодцы, ребята, разгадали мы хитрость лисички.

- А теперь давайте поиграем в игру "Кто у кого" (с мячом)

- Ребята, куда мы сегодня ходили в путешествие с Колобком? (в зимний лес)

- Вам понравилось путешествие по лесу?

- А что именно вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- И мне понравилось путешествие в осенний лес, понравилось как вы отвечали. Вы очень много знаете о животных.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "Осень в лесу"

Цели: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о повадках диких животных средней полосы России. Закреплять навыки прямого и обратного счета до 10. Учить прибавлять и вычитать единицу. Р...

Конспект комплексного занятия в младшей логопедической группе. Тема: "Осень".

Данное занятие направлено на закрепление у детей понятия цвета и формы овощей и фруктов, развитие речи детей....

Конспект комплексного занятия в средней группе "По следам Колобка"

Программное содержание:Совершенствовать навыки счета в пределах пяти.Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (цвету).Учить различать шар и куб, закрепить понятия величины: коротк...

Конспект комплексного занятия в ясельной группе «Путешествие колобка»

Продолжать расширять и обогащать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными. Развивать эмоциональность и произвольное внимание, мелкую моторику, умение имитировать слова стихот...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и лепке «Осень золотая».

Учить детей работать с тестом, воспитывать в детях любовь к родному краю, уважение к труду хлеборобов....

Конспект комплексного занятия во младшей группе Тема: "В осеннем сказочном лесу" ФЭМП + рисование

Программное содержание. -Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник; овал;  умение находить много предметов и один предмет;  закреплять знание  основ...

Конспект комплексного занятия по лепке на тему «Дары осени»

Конспект комплексного занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6  лет)...