Методические материалы "Развитие связной речи детей".
методическая разработка по развитию речи на тему

Харченко Наталья Петровна

Обучение детей связной речи – одна из ведущих задач, которые стоят перед воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_svyaznoy_rechi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей связной речи

Обучение детей связной речи – одна из ведущих задач, которые стоят перед воспитателем.

Сензитивный период становления речи – до 3 лет. Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное формирование ее звеньев происходит в определенные возрастные сроки или критические периоды.

Критические периоды – 1 -2 года, 3 года, 6 – 7 лет. Эти периоды особенно чреваты появлением речевых нарушений. Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Наша задача – речевое развитие ребенка не просто привести в соответствии с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».

Что же такое связная речь? Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная речь делится на: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь подразумевает наличие умений:

  1. Слушать собеседника.
  2. Понимать его.
  3. Формулировать вопросы.
  4. Правильно строить ответы.
  5. Использовать внеречевые средства ( жесты, мимика, интонация).

Монологическая речь формируется только в школьном возрасте, но элементы монологической речи появляются у детей к 5 годам.

Все монологи делятся на:

  1. Собственное сообщение.
  2. Пересказ (чужое сообщение).

Существуют определенные типы монологов:

  1. Описание – перечисление признаков предмета, его функций, свойств, как временных, так и постоянных. Обязательно наличие объекта речи (картина природы, человек, животное, предмет).
  2. Повествование – сообщение о развивающихся во времени действиях или состояниях предметов. Для повествования характерно переход от одного действия к другому.
  3. Рассуждение – сообщение с обобщенным причинно – следственным значением, опирающимся на умозаключение. Ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных, бытовых.

Эффективнее всего обучать ребенка описанию предмета с помощью моделей или схем, которые могут быть как обобщенные, так и конкретные (см. приложение).

При описании картины используют следующие виды работ:

  1. Рассматривание (ребенок должен научится видеть все детали картины).
  2. Описание .

- сверху – вниз

- снизу – вверх

- справа – налево

- из центра – к краю

- от главного – к второстепенному

     3. Рассказывание.(причины, результат, следствие)

Речевая динамика по возрастам:

  1. Младший возраст: Что? Кто? Что делает? (показ по просьбе взрослого, называние)
  2. Средний возраст: Какой?
  3. Старший возраст: Как ты думаешь?
  4. Подготовительный: Почему ты так думаешь?

При обучении повествованию следует обратить внимание на следующие моменты (соблюдать их самим и обучать этому детей):

  1. Определение главной темы, события, вокруг которого развертывается действие.
  2. Структура рассказа (начало, средняя часть, конец).
  3. Содержание каждой части рассказа или сказки.

При обучении детей повествованию и рассказыванию также помогут схемы и модели, отображающие причинно – следственные связи поведения героев в каждой части рассказа, условия внешней среды (день – ночь, зима – лето и др.). Большим подспорьем может быть фланелеграф, на котором дети моделируют поведение и действия героев, особенности их внешнего вида и условия быта.

Важным условием эффективности проведенного занятия является умелая мотивация детей, т. е. дети должны быть заинтересованы в решении поставленных задач.

Программа «Радуга» рекомендует следующую мотивацию по возрастам:

  1. Младший возраст: внесение дидактических игрушек и их обыгрывание.
  2. Средний возраст: одушевление букв, звуков, превращение их в персонажей сюжетной истории.
  3. Старший и подготовительный возраст : игры с правилами, путешествие, конкурсы, обговаривание плана действий в начале занятия.

При этом структура занятия (традиционного ) не изменяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....

Выступление на РМО на тему "Развитие связной речи детей 6 – 7 лет с помощью учебно – методического комплекса «Речь : Плюс» Речевое развитие в детском саду».- 2023 г.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качест...