Главные вкладки
совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цели:
· Увидеть, как природа готовится к зиме.
· Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.
· Научиться различать деревья по силуэтам.
· Понять, в чем заключается правильное отношение к природе
·
Работа проводилась на экологической тропе. У нас позволяет территория и наличие растений на участке.
Для удобства восприятия материала работа разбита на несколько блоков. В каждом блоке- своя цель.
Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от степени подготовленности группы и реальных условий местности ее содержание можно изменить, выпустив те или иные моменты и добавив свои.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по познавательному развитию.
Экологическая тропа
Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.
Цели:
- Увидеть, как природа готовится к зиме.
- Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.
- Научиться различать деревья по силуэтам.
- Понять, в чем заключается правильное отношение к природе
Работа проводилась на экологической тропе. У нас позволяет территория и наличие растений на участке.
Для удобства восприятия материала работа разбита на несколько блоков. В каждом блоке- своя цель.
Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от степени подготовленности группы и реальных условий местности ее содержание можно изменить, выпустив те или иные моменты и добавив свои.
1 блок
Цель: выявить роль человека в природе.
Дети вместе с воспитателям выходят на экологическую тропу. Им навстречу по дорожке идет хозяйка Леса, Лесовечок, хранитель леса).
Хозяйка. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?
Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут (……..) А это мои детки из детского сада.
Хозяйка. Пускай они сами скажут, откуда они. Зачем вы сюда пришли? А эти дети умеют себя вести на природе?
В: Умеют.
Х. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать.. Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?
(Дети осматривают окрестность и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.д. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряют их. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьется у них наблюдательность.
Х. Разве человек делает только плохое? Посмотрите вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?
(Дети отмечают положительные поступки человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы)
Х. Каким же я должна считать человека: хорошим или плохим? (Дети приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: хорошим или плохим?)
Х. А вы какие? Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев?
Х. Я дети очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь ее обижал. Не обидите? Тогда милости прошу в мой дом.
Дети идут дальше по экологической тропе вместе с Хозяйкой.
Можно сделать перерыв или продолжить
2 блок
Цель: Понять, как растения подготовились к зиме.
В. Хозяйка леса ты говоришь, что любишь природу, бережешь ее, а почему у тебя все умерло? Трава засохла, деревья стоят без листьев. Кругом голо. (Можно наблюдать разные явления осенью)
Х. Я не убила, а, напротив сохранила все растения. Хотите посмотреть, как я это сделала? Пойдемте за мной.
Давайте вначале посмотрим на траву. Как она выглядит? А вы посмотрите внимательно. Дети рассматривают траву (можно предложить лупу) и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся молодую травку. Раскопав почву, находят корневища с почками. На земле и сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Хозяйка старается, чтобы дети увидели как можно больше видов травянистых растений, семян.
Х. (Обобщает проделанную работу). Ребята, вы догадались, как я сохраняю растения зимой? Дети отвечают или взрослый подводит итог сам.
Зеленые листья все равно зимой замерзнут, поэтому Хозяйка правильно сделала, что высушила их. Зато в почве останутся семена, почки, корневища. Они не погибнут и на следующий год дадут новые растения.
В. Но семена и почки тоже могут замерзнуть. Как ты их сохранишь?
Х. Вы догадались. Как я это сделаю? (Укрываете снегом.)
В. Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть. А что ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.
Х. Вы догадались, как я сохраню деревья? (Ответы детей).
Х. Это еще не все. Я сохраню и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек? (На ветке есть почки, на палочке нет). Разорвите по одной почке и рассмотрите их.
(Дети рассматривают почки и приходят к выводу, что почки – это туго свернутые маленькие листочки. Желательно, чтобы почки были крупными, как у тополя или сирени. Если таких растений на участке нет, веточки, срезанные заранее приносят с собой и раздают детям.
Х. Чтобы маленькие листочки не замерзли зимой, я их завернула в одеяло – коричневые чешуйки, а края склеила ко=леем. Тогда сильный зимний ветер чешуйки не развернет.
3-й блок.
Цель: различение деревьев по силуэтам.
В. А на этом дереве есть почки? (Дети находят почки.) Чем отличаются его почки от тех почек, которые мы рассматривали? (Ответы детей) А как называется это дерево?»
Х. говорит название. (или дети сами отвечают) .
Х. Ребята, давайте пойдем по этой дорожке; Вы будете называть каждое дерево, которое встретиться нам на пути. Можно провести игру «С какого дерева листочек».
4-й блок
Цель: Понять отличия хвойных деревьев от лиственных и специфику их приспособления к неблагоприятным условиям зимой.(Можно использовать иллюстрацию) или сходить в парк.
В. Хозяйка, ты говорила, что сняла на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (Показывает на ель или сосну). Времени не хватило? Ты еще снимешь эти листья?
Х. Ну что же, давайте разберемся. Ребята, буду я убирать листья с этого дерева? Почему?
Желательно, чтобы они отметили, что на хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно проникает между иголками и не ломает дерева; кроме того, хвоинки покрыты смолистым веществом; оно предохраняет от холода. У этого дерева листья превратились в иголки и на называются хвоинками. Поэтому все деревья называются хвойными. А вот еще хвойное дерево. Посмотрите. Чем они отличаются друг от друга.
Дети сравнивают хвойные деревья, которые есть на участке.
Х. Эти деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. Посмотрите, одинаковы ли по форме шишки двух наших деревьев? (Дети находят различия.) А в шишках есть семена. Найдите раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки (Это можно делать, так как они все равно опали) и поищите семена.
В. (указывает на лиственницу) Никак не пойму, что это за дерево: хвойное или нет. Шишки есть, а листья отсутствуют.
Х. Предлагает детям решить данный вопрос самостоятельно. Дети внимательно рассматривают почву под деревом и обнаруживают много опавшей хвои. Следовательно, летом на нем были не листья, а хвоинки. Значит, оно хвойное. Педагоги внимательно выслушивают доказательства детей.
Х. Это дерево называется лиственницей. У нее хвоинки очень нежные, не пропитаны смолой, поэтому приходится их на зиму снимать.
Х. Ребята. Я хочу сделать вам подарок. Соберите шишки разных хвойных деревьев, а потом сделайте из них поделки.
Использовалась литература: А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д/с.
Л.Г. Горькова, А.В Кочергина «Экологическое воспитание дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни....

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни....

1.Загадка про Петропавловскую крепость.2.Постройка Петропавловской крепости. "Собери из частей"3. Загадка про Неву.4. Стих про Неву.5.Игра "Что сдесь лишнее?"6.Загадка про Васильевский остров.7.Констр...

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др...

Экологическое воспитание дошкольников. Реализация проекта "Экологическая тропа"...

Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать з...