Главные вкладки

    совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Савина Светлана Владимировна

    Цели:

    ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.

    ·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.

    ·         Научиться различать деревья по силуэтам.

    ·         Понять, в чем заключается правильное отношение к природе

    ·          

    Работа проводилась на экологической тропе. У нас позволяет территория и наличие растений на участке.

    Для удобства восприятия материала работа разбита на несколько блоков. В каждом блоке- своя цель.

    Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от степени подготовленности группы и реальных  условий местности ее содержание можно изменить, выпустив те или иные моменты и добавив свои.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovmestnaya_deyatelnost_vospitatelya_s_detmi.docx23.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность по познавательному развитию.

    Экологическая тропа

    Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

    Цели:

    • Увидеть, как природа готовится к зиме.
    • Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.
    • Научиться различать деревья по силуэтам.
    • Понять, в чем заключается правильное отношение к природе

    Работа проводилась на экологической тропе. У нас позволяет территория и наличие растений на участке.

    Для удобства восприятия материала работа разбита на несколько блоков. В каждом блоке- своя цель.

    Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от степени подготовленности группы и реальных  условий местности ее содержание можно изменить, выпустив те или иные моменты и добавив свои.

    1 блок

    Цель: выявить роль человека в природе.

    Дети вместе с воспитателям выходят на экологическую тропу. Им навстречу по дорожке идет  хозяйка Леса, Лесовечок, хранитель леса).

    Хозяйка. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

    Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут (……..) А это мои детки из детского сада.

    Хозяйка. Пускай они сами скажут, откуда они. Зачем вы сюда пришли? А эти дети умеют себя вести на природе?

    В: Умеют.

    Х. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать.. Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

    (Дети осматривают окрестность и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.д. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряют их. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьется у них наблюдательность.

    Х. Разве человек делает только плохое? Посмотрите вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

      (Дети отмечают положительные поступки человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы)

    Х. Каким же я должна считать человека: хорошим или плохим? (Дети приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: хорошим или плохим?)

    Х. А вы какие? Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев?

    Х. Я дети очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь ее обижал. Не обидите? Тогда милости прошу в мой дом.

    Дети идут дальше по экологической тропе вместе с Хозяйкой.

    Можно сделать перерыв или продолжить

    2 блок

    Цель: Понять, как растения подготовились к зиме.

    В. Хозяйка леса ты говоришь, что любишь природу, бережешь ее, а почему у тебя все умерло? Трава засохла, деревья стоят без листьев. Кругом голо. (Можно наблюдать разные явления осенью)

    Х. Я не убила, а, напротив сохранила все растения. Хотите посмотреть, как я это сделала? Пойдемте за мной.

    Давайте вначале посмотрим на траву. Как она выглядит? А вы посмотрите внимательно. Дети рассматривают траву (можно предложить лупу) и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся  молодую травку. Раскопав почву, находят корневища с почками. На земле и сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Хозяйка старается, чтобы дети увидели как можно больше видов травянистых растений, семян.

    Х. (Обобщает проделанную работу). Ребята, вы догадались, как я сохраняю растения зимой? Дети отвечают или взрослый подводит итог сам.

    Зеленые листья все равно зимой замерзнут, поэтому Хозяйка правильно сделала, что высушила их. Зато в почве останутся семена, почки, корневища. Они не погибнут и на следующий год дадут новые растения.

    В. Но семена и почки тоже могут замерзнуть. Как ты их сохранишь?

    Х. Вы догадались. Как я это сделаю? (Укрываете снегом.)

    В. Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть. А что ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.

    Х. Вы догадались, как я сохраню деревья? (Ответы детей).

    Х. Это еще не все. Я сохраню и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек? (На ветке есть почки, на палочке нет). Разорвите по одной почке и рассмотрите их.

    (Дети рассматривают почки и приходят к выводу, что почки – это туго свернутые маленькие листочки. Желательно, чтобы почки были крупными, как у тополя или сирени. Если таких растений на участке нет, веточки, срезанные заранее приносят с собой и раздают детям.

    Х. Чтобы маленькие листочки не замерзли зимой, я их завернула в одеяло – коричневые чешуйки, а края склеила ко=леем. Тогда сильный зимний ветер чешуйки не развернет.

    3-й блок.

    Цель: различение деревьев по силуэтам.

    В. А на этом дереве есть почки? (Дети находят почки.) Чем отличаются его почки от тех почек, которые мы рассматривали? (Ответы детей) А как называется это дерево?»

    Х. говорит название. (или дети сами отвечают) .

    Х. Ребята, давайте пойдем по этой дорожке; Вы будете называть каждое дерево, которое встретиться нам на пути. Можно провести игру «С какого дерева листочек».

    4-й блок

    Цель: Понять отличия хвойных деревьев от лиственных и специфику их приспособления к неблагоприятным условиям зимой.(Можно использовать иллюстрацию) или сходить в парк.

    В. Хозяйка, ты говорила, что сняла на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (Показывает на ель или сосну). Времени  не хватило? Ты еще снимешь эти листья?

    Х. Ну что же, давайте разберемся. Ребята, буду я убирать листья с этого дерева?  Почему?

    Желательно, чтобы они отметили, что на хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно проникает между иголками и не ломает дерева; кроме того, хвоинки покрыты смолистым веществом; оно предохраняет от холода. У этого дерева листья превратились в иголки и на называются хвоинками. Поэтому все деревья называются хвойными. А вот еще хвойное дерево. Посмотрите. Чем они отличаются друг от друга.

    Дети сравнивают хвойные деревья, которые есть на участке.

    Х. Эти деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. Посмотрите, одинаковы ли по форме шишки двух наших деревьев?  (Дети находят различия.) А в шишках есть семена. Найдите раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки (Это можно делать, так как они все равно опали) и поищите семена.

    В. (указывает на лиственницу)  Никак не пойму, что это за дерево: хвойное или нет. Шишки есть, а листья отсутствуют.

    Х. Предлагает детям решить данный вопрос самостоятельно. Дети внимательно рассматривают почву под деревом и обнаруживают много опавшей хвои. Следовательно, летом на нем были не листья, а хвоинки. Значит, оно хвойное. Педагоги внимательно выслушивают доказательства детей.

    Х. Это дерево называется лиственницей. У нее хвоинки очень нежные, не пропитаны смолой, поэтому приходится их на зиму снимать.

    Х.  Ребята. Я хочу сделать вам подарок. Соберите шишки разных хвойных деревьев, а потом сделайте из них поделки.

    Использовалась литература: А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д/с.

                                                     Л.Г. Горькова, А.В Кочергина «Экологическое воспитание дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Экологическая тропа»(на территории ДОУ). Тема: Экскурсия в природу

    Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни....

    «Экологическая тропа»(на территории ДОУ). Тема: Экскурсия в природу

    Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе весной (видеть, описывать); за насекомыми, птицами, уточнить знания детей об их жизни....

    Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов «Игровой технологии». Тема "Экскурсия по Санкт-Петербургу"

    1.Загадка про Петропавловскую крепость.2.Постройка Петропавловской крепости. "Собери из частей"3. Загадка про Неву.4. Стих про Неву.5.Игра "Что сдесь лишнее?"6.Загадка про Васильевский остров.7.Констр...

    Экологическое воспитание дошкольников. Наблюдения в природе. Экскурсия в парк «Проводы осени».

    Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др...

    Проект реализации образовательной области «Познавательное развитие» - «Экологическая тропа в детском саду»

    Экологическое воспитание дошкольников. Реализация проекта  "Экологическая тропа"...

    Конспект НОД в образовательной области "Познавательное развитие". "Экологическая тропа осенью" (Старшая группа)

    Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать з...