Кружок для детей старшей группы «Занимательные сказки» На основе авторской программы О.А. Шороховой «Поиграем в сказку»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ольга Николаевна Анисимова

Программа Шороховой по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы: (режиссёрская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмичкские упражнения, музыкальные зарисовки. Предлагаю вашему вниманию кружок разработанный на основе данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnye_skazki.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное    образовательное учреждение

         детский сад № 15

                                                                           

Утверждаю

                                                       заведующая МБДОУ ЦРР детский сад № 15

                                            ________________ Каминская А.М.

                   Приказ от             №

Кружок

 для детей  старшей группы  

«Занимательные сказки»

На основе авторской программы

О.А. Шороховой «Поиграем в сказку»

Составила воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития №12

 

Анисимова Ольга Николаевна

                                                               

                                                             

2014 – 2015 учебный год

Регламент:

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Четверг: 15.30

Длительность занятий  25минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.

Список детей:

  1. Абдрашитов Давид
  2. Ахмедшина Аэлита
  3. Гришко Вероника
  4. Гармалыга Саша
  5. Голубниченко Богдан
  6. Дергунова Вика
  7. Ибрагимов Рустам
  8. Коробейников Данил

10.Коробейникова Софья

11. Коробейникова Полина

12. Романов Андрей

13.Ширшова Вероника

14. Шуловцев Руслан

                                                                                     

                       

Пояснительная записка.

Все мы мечтаем видеть наших детей здоровыми и счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Однако это не всегда удаётся. Если затронуть любой вопрос касающийся проблем детства, то можно отметить количество проблем которые встают на пути родителей и педагогов при попытке достижения этой цели. Особенно тяжело детям с общими нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Так, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен быть инициативным, самостоятельным, любознательным, уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому большое внимание необходимо уделять формированию у детей коммуникативных качеств, развитию речи. Немаловажную роль для развития речи имеет воспитание правильного физиологического и речевого дыхания. Звуки речи – просодемы образуются при определённом положении артикуляционных органов, но при непременном условии - через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из лёгких. Струя воздуха предназначена, прежде всего, для дыхания; значит, ребёнок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года. Между тем многие дети сегодня начинают говорить после 2,5- 3 лет. В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности.

Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчужде-ны от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Обследование детей показало, что дети 6 лет, пересказывая такие короткие и знакомые сказки для младшего дошкольного возраста, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Пересказ сказки «Лиса и петух», адресованной старшему дошкольному возрасту, вызывает еще более серьезные затруднения у детей.

Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания. Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии личности ребёнка.

Эти исследования обусловили выбор средств  для работы коррекционно-развивающего кружкка:

- Сказкотерапии;

- Упражнения на развитие речевого дыхания;

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

СКАЗКОТЕРАПИЯ ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ: 
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками.

1.        Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2.        Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Особое место отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству.

Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», — позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.

С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.

 Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сю-жеп ПО музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2.        Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.

Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

3.        Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.

Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут пока-1.1 и. не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и дей-I I ВИЙ героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора дру-ieii, примирение, радость от встречи).

Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.

Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.

Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий 'национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.
  2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.

Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям-комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки.

Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится), прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.

Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами лети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фан газирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого  понимания эмоционального подтекста сказки.

Упражнения на развитие речевого дыхания. 

Цель: Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.

Предполагаемый  результат работы кружка:

Развитие личности и речи дошкольников по следующим направлениям:

  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
  1. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  2. Связная речь: продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Условия пространства и времени

Место для проведения сказкотерапии — отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25—30 минут.

Дидактический материал:

• аудиозаписи.

• ноутбук.

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

 

Форма работы:

  • Совместная деятельность с педагогом.