«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»
статья по развитию речи на тему

 Липихина Гульсем Мубиновна

     К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kak_priem_v_obuchenii_detey_svyaznoy_rechi.docx152.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

«Детский сад №2»

Методическое объединение

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»

Выполнила: Липихина Гульсем Мубиновна

Январь, 2015г

   Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:  

- скудный словарный запас,

- неумение согласовывать слова в предложении,

- нарушение звукопроизношения, внимания.

   Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

   И ещё одной из проблем является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно.

   В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

    Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

     К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Новизна заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности  и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы-схемы используют  при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

      Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

      Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .

     Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

     Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

  1. Составление рассказа на тему «Зима».

http://festival.1september.ru/articles/556663/img1.jpg

Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Воспроизведение таблицы по памяти.

2.Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

Чтение текста и демонстрация опорных картинок

http://festival.1september.ru/articles/556663/img4.jpg

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

3.Игра “Снежная куча”.

 Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

http://festival.1september.ru/articles/556663/img3-1.jpg

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

4. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

http://festival.1september.ru/articles/556663/img5.jpg  http://festival.1september.ru/articles/556663/img5-1.jpg  http://festival.1september.ru/articles/556663/img5-2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/556663/img5-3.jpg          http://festival.1september.ru/articles/556663/img5-5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/556663/img5-6.jpg

5. Заучивание стихов, например: Н.Нищева “Ёлочка” 

http://festival.1september.ru/articles/556663/img8.jpg

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...

Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи

Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как...

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи     В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лу...

Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"

Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема:  Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи...