Главные вкладки

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .
    учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему

    Салахутдинова Наиля Риковна

    Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
    К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР.

    Цель:

    Повысить уровень умственного развития детей.

     

    Задачи:

    1. Развитие связной речи;

    2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

    3. Развитие мелкой моторики рук;

    4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika_kak_priem_v_obuchenii_detey_svyaznoy_rechi.docx464.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .

    Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
    К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР.

    Цель:

    Повысить уровень умственного развития детей.

    Задачи:

    1. Развитие связной речи;

    2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

    3. Развитие мелкой моторики рук;

    4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

    Сказка «Гуси-лебеди»

    Сказка гуси - лебеди

    Сказка «Вершки и корешки»

    http://prodetsad.spb.ru/fotki/2012-07-15/Scan10001.JPG

    Сказка «Теремок»

    http://festival.1september.ru/articles/594284/img6.jpg

    Сказка «Заячья избушка»

    http://erono.ru/upload/medialibrary/ab7/15_5.jpg

    Сказка Ш.Перро «Красная шапочка»

    http://detsadmickeymouse.ru/PTISI/ss36.jpg

    Сказка Маша и медведь»

    mnemo_1

    Сказка «Колобок»

    mnemo_2

    Сказка «Курочка Ряба»

    mnemo_3

    Сказка «Репка»

    mnemo_6

    Сказка «Руковичка» 

    Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.

    http://vb2.userdocs.ru/pars_docs/refs/447/446615/446615_html_m555710f3.jpg

    Литература

    1.Мокровская А. В., учитель-логопед "Использование мнемотехники при работе с детьми с ОНР", 2013.

    2.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

    3.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.

    “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

    При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...

    Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи

    Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....

    «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»

    К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит н...

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи     В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лу...

    Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"

    Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема:  Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...

    Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...