«Чародейкою зимою околдован лес стоит…».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,   «Познавательное - речевое развитие», «Физическое развитие». 

Задачи: 
1.Развитие речевого творчества; развивать способность детей составлять творческие рассказы; формировать способность детей строить сложноподчинённые предложения; совершенствовать грамматический строй речи детей. («Речевое развитие»).

2.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопад, метель, вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает. («Познавательно-речевое развитие»).

3. Формировать желание отражать красоту природы при рисовании; совершенствовать умение рисовать гуашевыми, красками («Художественно-эстетическое развитие»).

4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы («Речевое развитие».)

5. Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой гимнастике. («Физическое развитие»).

 

 

Методы и приемы: 

практические:   на тему «Зима»; творческое задание  «Укрась дерево снежинками»,  динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н. Соловьёвой,  муз. Г.Струве, пальчиковая гимнастика «Лыжники».

наглядные:  демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем), украшенная ёлка к празднику.

словесные:  беседа о зиме; чтение художественного произведения Ф.Тютчев (Чародейкою зимою)
дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму».
Материалы:

демонстрационный:  репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского), фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками.

раздаточный:  тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки, счётные палочки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charodeykoyu_zimoy_okoldovan_les_stoit.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе воспитателя Маховой З. С.

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,   «Познавательное - речевое развитие», «Физическое развитие». 

Задачи: 
1.Развитие речевого творчества; развивать способность детей составлять творческие рассказы; формировать способность детей строить сложноподчинённые предложения; совершенствовать грамматический строй речи детей. («Речевое развитие»).

2.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопад, метель, вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает. («Познавательно-речевое развитие»).

3. Формировать желание отражать красоту природы при рисовании; совершенствовать умение рисовать гуашевыми, красками («Художественно-эстетическое развитие»).

4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы («Речевое развитие».)

5. Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой гимнастике. («Физическое развитие»).

Методы и приемы: 

практические:   на тему «Зима»; творческое задание  «Укрась дерево снежинками»,  динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н. Соловьёвой,  муз. Г.Струве, пальчиковая гимнастика «Лыжники».

наглядные:  демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем), украшенная ёлка к празднику.

словесные:  беседа о зиме; чтение художественного произведения Ф.Тютчев (Чародейкою зимою)
дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму».
Материалы:

демонстрационный:  репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского), фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками.

раздаточный:  тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки, счётные палочки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                                                             

Таблица 1.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная 

Динамическая пауза «Новогодний хоровод». Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Игровая

 Дидактические игры «Зимние слова»;

 «Исправь ошибку».

Изобразительная

Рисование на тему «Зима».

Познавательно-исследовательская

 Наблюдения за живой (птицами) и неживой природой (за снегом, ветром, метелью), за погодой.

 Коммуникативная

 1. Беседа о зиме.   

2. Загадывание загадок.

3Рассматтривание репродукций с изображением зимней природы : И.И. Сурикова «Зима», А.К. Саврасова «Зимний пейзаж»  И.Э. Грабаря «Иней».

4. Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму».

Музыкальная

1. Слушание пьесы «Декабрь. Святки» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Конструирование

Чтение стихотворения Ф.Тютчева (Чародейкою зимою)

Изготовление снежинки:  «Украсить дерево снежинками».

                                                                Таблица 2: Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1. 

Чтение стихотворения Ф.Тютчева (Чародейкою зимою)

Прослушивание стихотворения детьми, обсуждение его содержания.

Созданы условия для активизации

 чувственного восприятия

художественного слова,

 образного восприятия стихотворения,

 для воспитания чувства прекрасного,

интереса к слову.

2. 


Беседа о зиме.

(вопросы к детям о зиме, о природных явлениях зимой, о свойствах снега и льда, о взаимосвязях между явлениями природы и человека).

Электронная презентация:

«Зима. Зимний лес».


Полные и краткие ответы детей на вопросы воспитателя. Аргументируя ответы, дети используют грамматически правильно составленные словосочетания и предложения о зиме и зимних явлениях.

Пополнены знания детей о зимних

природных явлениях,

 о свойствах снега и льда.

 Раскрыты простейшие связи между

 явлениями в природе,

 взаимосвязях их с жизнью человека.

Обогащён словарный запас детей

 словами: «иней», «метель», «снегопад».

3. 

 Дидактическая игра «Зимние слова» (воспитатель называет разные слова, в том числе и «зимние»)

Дети внимательно слушают набор различных слов, услышав слово, связанное с понятием «зима» – хлопают в ладоши.

Сформирован навык нахождения слов,

 связанных с понятием «зима» на слух,

развито внимание и слуховое

восприятие.

4. 

Организация рассказывания загадок детьми.

Дети выразительно рассказывают загадки и отгадывают их, аргументируя ответ.

Выработано умение выразительно

рассказывать загадку, аргументировать

ответ. Развито логическое мышление,

 сообразительность. Активизирован

 словарь словами: «зима», «лёд»,

 «снежинка», «метель», «сосульки»,

 «коньки», «лыжи», «санки».       

5. 

Творческое   задание «Укрась дерево» 

Дети, отгадавшие загадки украшают зимнее дерево снежинками.

Закреплено умение красиво располагать

снежинки по всему дереву.

6. 

Динамическая пауза «Новогодний хоровод»».

Выполнение танцевальных движений в соответствии со словами новогоднего хоровода.

(«Новогодний хоровод»

сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве)

Улучшилась координация движений

у детей и снятия статического

напряжения.

Закреплены хореографические

 движения в сочетании со словами

 хоровода. 

7. 

Дидактическая игра «Исправь ошибку» (сюрпризный момент – письмо от Незнайки)

Дети внимательно слушают содержание письма и отбирают предложения не связанные с понятием «зима».

Развито слуховое восприятие, внимание,

умение анализировать услышанный

текст.

8. 

Организация работы по составлению творческих рассказов на тему: «За что я люблю зиму»

Составление детьми рассказов на тему «За что я люблю зиму» из личного опыта, используя грамматически правильно составленные словосочетания и предложения о зиме и зимних явлениях, о развлечениях и играх на свежем воздухе.

Созданы условия для развития

 Творческих  способностей детей и

связной речи.

Пополнен опыт составления рассказов

 Из личного опыта.

 Сформирована способность

 детей строить сложноподчиненные

предложения на заданную тему.

9. 

Рассматривание репродукций с изображением зимней природы: И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», беседа по картинам.

«Виртуальные музеи для дошкольников»: http://www.mamuski.ru/
http://shkoladetei.ru
http://fanparty.ru/fanclubs/ded-moroz/pictures/423965
http://kz.narod.ru/2007.html
http://ua.redtram.com/go/286515443/
http://www.hqfon.ru/pics/categories/prazdniki

Рассматривание репродукций детьми, рассказывание о своих впечатлениях   от увиденного, о красоте зимнего пейзажа, обращая внимании на то, какие основные цвета и оттенки использовали художники в своих работах.

Дети научились воспринимать и

 Замечать красоту зимнего пейзажа.

Более стали развиваться эстетические

чувства при рассматривании

 репродукции картин

известных художников.

10.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Выполнение пальчиковой гимнастики с помощью счётных палочек за столами:

«Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли» (Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.
Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу)

У детей улучшилась координация

движений рук и мелкая моторика.

11.

Рисование на тему: «Зима», под музыку пьесы «Декабрь» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).  

Рисование на тему: «Зима» под музыку П.И.Чайковского «Декабрь», используя умения и навыки в изображение зимнего леса.

Слушание музыкального произведения во время рисования.

 Развиты творческие способности

 посредством изображения зимнего

 леса.
Усовершенствованы умения рисовать

 гуашевыми красками на тонированной

 бумаге. Созданы условия для

проявления положительных эмоций

 при прослушивании музыкального

произведения, для развития образного

 восприятия, эстетических чувств.

12.

Рефлексия: 
· О чем читали стихотворение? 
· Как называется наша книга? 
· В какую игру мы играли? 
· Что изображали на рисунках? 
· Что вам показалось волшебным в зимнем лесу? 

Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после занятия. Называют, что понравилось больше всего на занятии. 

Итоговое мероприятие:

«Зимний вернисаж» (выставка детских работ).

 «Новогодний праздник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЙ ОКОЛДОВАН ЛЕС СТОИТ

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Чародейкою зимой околдован лес стоит...»...

Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы "Чародейкою зимою околдован, лес стоит..."

Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребност...

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

Чародейкою Зимою околдован лес стоит

Конспект проведения интегрированного педагогического мероприятия «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»...

"Чародейкою зимою околдован, лес стоит"

Конспект экскурсии в зимний лес для старших дошкольников....

НОД по развитию речи старшая группа « Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Тема:  « Чародейкою  зимою околдован  лес  стоит».   Рассматривание  картины  И.И. Шишкина  «Зима».Цель:  развивать  осознанную  речевую...

«Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит…»

В первые зимние деньки наши ребята стали участниками конкурса чтецов, который прошёл в нашем  детском саду среди старших и подготовительных групп.Это был не просто конкурс, а чудо-путешествие на ...