Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ватрашкина Татьяна Николаевна

Основная идея моей работы – это  создание  педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по картинам.

 

    

Схема этапов рассматривание портрета и составление алгоритмов для описания и его схематическое обозначение.       

Это очень важно уметь рассматривать. Но как это все запомнить, а потом еще и рассказать.         

Вся работа по данному направлению была разделена мной на 3 этапа.

На  первом этапе проводятся игры и тренинги по результатам которых  круг постепенно заполняется схемами этапов рассматривания. Составление алгоритма с детьми для описания портрета и его схематическое обозначение.

Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования , который дает возможность ребенку зрительно представить  и запомнить  некоторые понятия . Этапы развития навыков наглядного моделирования формируют навык самостоятельного моделирования.

Кто главная фигура на портрете?  Человек ,женщина(Договоримся обозначать людей «кругами»).

Кто еще живой находится на картине?   Кошка   (Договоримся обозначать животных овалом).

Где находится главная фигура (в середине, в центре).

 Нарисуйте на листе круг в центре.

Где находится кошка на картине? (рядом с главной фигурой, справа от женщины).

Нарисуйте овал справа от круга.

Что еще написал художник на картине? Стол (Договоримся не живые предметы обозначать квадратами). А где написал художник стол? (Перед женщиной или главной фигурой).

Нарисуйте на своем листе квадрат перед кругом. Самовар на столе зарисуйте его квадратом.

Все любят играть ? Игра «Подзорная труба»                           

 

                                       Игра               Вы объект

 

 Каждый из Вас выберет для себя  объект и превратиться в него.

 Ваши объекты не бездушные ,а волшебные. Они умеют думать и говорить.

Итак  ВЫ ОБЪЕКТ.       

                               Поиграем в игру   «Кто о чем говорит?».  

                                        

К нам пришли  «Волшебники».

 

 К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах»

Какой запах можно услышать, если оказать рядом с купчихой и кошкой.

 

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Опишите свои ощущения от соприкосновения с кошкой или другим объектом.

 

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус».

Можно разделить все объекты на съедобные и не съедобные и передать свои вкусовые ощущения.

На первом  этапе  в конце каждой игры  происходит зарисовка схемы, я рекомендую их составить в форме волшебных часов.

Но вот волшебные часы у нас есть. Можем посмотреть сказать предложение, а рассказа все нет.

2 этап. Цель. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы. Задачи: - учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); - отвечать на поставленный вопрос, высказывая своѐ личное мнение; - давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя);

Технология работы на втором этапе имеет свои особенности. Необходимо задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства. Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.

 Формы подачи  могут быть очень разные.

«Кто задаст самый интересный вопрос по портрету?» - тренинг на формулировку вопросов.

  Например можно предложить :

детям задавать вопросы по очереди. Например, на первые два пункта алгоритма задаѐт вопросы один ребѐнок, а на следующие – другой т.д.

Разделиться на две команды: Одна команда будет задавать вопросы ,а  другая отвечать.                         

Игры

1.    Игра «Оживлялки»: Предлагаю скопировать позу купчихи. Что вы почувствовали? Какое у вас стало настроение? Почему?

2.    «Расскажи про настроение», «Чем похожи, чем отличаются», « У кого из героев грустное, сердитое, веселое, задумчивое выражение лица? Какие черты лица вам помогли это узнать», «О чем говорят глаза?»

3.    Отношение художника к персонажу ? Как художник передал его? (Красками, позой, мимикой, название портрета).

4. «Узнай по описанию»- Эту игру проводят, если на картине 2 или более персонажей. Учимся описывать внешний вид человека. Трудность возникает в описании лица изображенного человека. Перед детьми выставляется 3-5 портретов. Ведущий описывает выражение лица человека на одном из портретов, а другие дети отгадывают, что это за портрет.

Эффективно проводить дидактические игры и игровые приѐмы на закрепление умений образно высказывать свои суждения. Проводятся они как на самом занятии, так и в совместной деятельности.

Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображѐнному на портрете.

На третьем этапе детям предлагается составить описательный рассказ по портрету без наводящих вопросов. При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему. В процессе работы над портретами дети учатся последовательно составлять рассказ, выражая своѐ отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появляется умение строить сложноподчинѐнные предложения, высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать.

Данный опыт моей работы  с целью совершенствовать умение в составлении описательных рассказов, а также подготовке детей к школе привел меня к следующим  выводам:

• использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчило детям овладение этим видом связной речи;

• наличие зрительного плана сделало такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;

 • мыслительно-речевая деятельность детей приобрела  более сложные формы;

• развилась  языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений;

• развивалась  наблюдательность, последовательность изложения увиденного и услышанного, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.

На экране вы видите «Дошкольный вестник» издание самих детей.

Где они  схематично: 

  1.Создали  портрет женщины, которую видят каждый день.

  2.  Описали  ее профессию - музыкального работника через предметы.

   3. Выразили свое отношение к ней.

И все это - они сделали не умея читать и писать.

Дети активно используют умение составлять рассказ в сюжетно-ролевой игре «Школа», где обучают друг друга рассказыванию по схемам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ТРИЗ Составление детьми творческих рассказов по портрету Составила : Ватрашкина Т.Н.

Слайд 2

Литература: Методический комплекс «Я познаю мир» СидорчукТ.А . Пособие составления детьми творческих рассказов по картине создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер , 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).

Слайд 3

Наглядность: Предложить детям серию репродукции портретов с изображением сказочных героев, людей разного пола и возраста (5-7 картин) для проведения игр с ними в течение 3-5 дней.

Слайд 4

Цель методики: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по портрету. Создать условия для усвоения детьми обобщеных способов составления рассказов по картинам.

Слайд 5

1 этап Схема этапов рассматривание портрета и составление алгоритма для описания и его схематическое обозначение. Этап 1. Определение местонахождения объекта на картине. Этап 2. Определить пол, примерный возраст человека (людей), изображенного на портрете. Этап 3. Дать описание одежды на человеке по разным признакам. Этап 4. Представление возможных ощущений человека на портрете с помощью разных органов чувств. «Подслушать» мысли человека, предположить его цели, действия. Этап 5. Перечислить предметы, окружающие человека. Этап 6. Определить основные цветовые гаммы портрета и предположить эмоциональное состояние образа. Этап 7. Составить название портрету, исходя из настроения героя, его целей и действий.

Слайд 6

Волшебные часы

Слайд 7

2 этап. Цель . Формирование умения у детей рассматривать портрет и задавать вопросы. Задачи: - учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); - отвечать на поставленный вопрос, высказывая своѐ личное мнение; - давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя);

Слайд 8

Методические рекомендации на 2 этапе Необходимо задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства. Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.

Слайд 9

3 этап. Цель: Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображѐнному на портрете. Результатом предполагается самостоятельное составление описательного рассказа по портрету . При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему. С 6 лет дети самостоятельно или с помощью воспитателя, могут научить кого-либо составить рассказ по портрету.

Слайд 10

Результативность: использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает детям овладение этим видом связной речи; наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными; мыслительно-речевая деятельность детей приобретает более сложные формы; развивается языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений; развивается наблюдательность, последовательность изложения увиденного и услышанного, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.

Слайд 11

Проект: « Дошкольный вестник» Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки классифицирования объектов окружающего мира с использованием модели Объект – Имя признака – Значение признака , самостоятельно выстраивать алгоритм действий .



Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения детьми способов составления творческих рассказов по портрету.

  1. Организовать и обновлять картотеку разных типов портретов для самостоятельного рассматривания детьми. При рассматривании иллюстраций дать возможность детям самостоятельно воспринимать изображения. Поощрять длительное рассматривание портретов  и побуждать детей задавать вопросы, делать предположения о героях на картинах.
  2. Предложить детям серию портретов (5-7 картин) для проведения игр с ними в течение 3-5 дней. Проводятся тренинги, согласно которым постепенно заполняется круг схемами этапов рассматривания портретов.
  3. По мере освоения этапов работы с портретом и введением схем  каждого этапа, рекомендуется повторять их до и после рассматривания портрета.
  4. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя по схемам дети составляют рассказ по конкретному портрету, выбранному ими.
  5. С 6 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо составить рассказ по портрету.

Освоение детьми способов составления творческих    

рассказов по портрету (c 5 лет)

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по портрету. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления творческих рассказов по  портрету.

Наглядность: репродукции портретов живописных картин или иллюстрации художников с изображением сказочных героев, людей разного пола и возраста.

 Схемы   этапов работы  с портретом:

Этап 1. Определить пол, примерный возраст человека (людей), изображенного на портрете.

Этап 2. Определение местонахождения объекта на картине.

Этап 3. Дать описание одежды на человеке по разным признакам.

Этап 4. Представление возможных ощущений человека на портрете с помощью разных органов чувств. «Подслушать» мысли человека, предположить его цели, действия.

Этап 5. Перечислить предметы, окружающие человека.

Этап 6. Определить основные цветовые гаммы портрета и предположить эмоциональное состояние образа.

Этап 7. Составить название портрету, исходя из настроения героя, его целей и действий.

     Схемы этапов целесообразнее расположить по кругу, в центре которого находится стрелка. Ребенок, рассматривая портрет, может самостоятельно передвигать стрелку и делать описание человека согласно данному шагу алгоритма.

я/сад №162 «Олимпия» Ватрашкина Т.Н.



Предварительный просмотр:

                                               

                                          Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

Название игры, цель 

Методические рекомендации

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

        Ватрашкина Т.Н. я/сад № 162 «Олимпия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...

Составление детьми детьми старшего дошкольного возраста описательных рассказов по портретам и натюрмортам

презентация с пошаговой инструкцией как работать по схемам, и составлять рассказы....

Игровая ситуация в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ технологий. Тема: «Составление детьми творческих рассказов по портрету»

Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Конспект дает возможность научить детей составлять творческий рассказ по портрету используя алгоритм, и методическое пособие ...