Использование мнемотаблиц в практике воспитателя.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Сафронова Валентина Борисовна

• Развитие связной и диалогической речи;

• Умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи по мнемотаблице;

• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами;

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышление, внимание, воображение, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_v_rabote_vospitatelya.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай» Воспитатель старшей группы «Кораблик» Сафронова В.Б. Презентация на тему: «Использование мнемотаблиц в практике воспитателя»

Слайд 2

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек Бежит среди камней чиста, нетороплива И ты готов внимать ее поток И восклицать: «О, как же ты красива!»» Е. Щукина Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. При решении проблем речевого развития, вполне обосновано использовать опорные схемы или мнемотаблицы .

Слайд 3

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 4

Пересказ сказки Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 5

Разучивание стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 6

Заучивание пословиц. При помощи мнемодорожки , дети с легкостью запоминают пословицы и поговорки.

Слайд 7

Составления творческих рассказов Предложение придумать рассказ дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы .

Слайд 8

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных я также использую мнемотаблицы . Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 9

Разучивание песен При разучивании текста песен, слова также можно перевести на язык картинок , и тогда ребенок никогда не перепутает слова песни, их последовательность.

Слайд 10

Модельные схемы я применяю не только на занятиях, но и в других видах деятельности: формирования культурно-гигиенических навыков: умываться, заправлять кровать после сна; последовательность одевания на прогулку , накрывать на стол.

Слайд 11

В уголке труда в игровой комнате есть мнемотаблица , где обозначен порядок трудовой деятельности детей на неделю. Таблица состоит из пяти кругов (каждый круг – это день недели, в котором находятся изображения предметов, чем будут заниматься дети в этот день)

Слайд 12

С помощью мнемотехники я решаю следующие задачи: • Развиваю связную и диалогическую речь. • Развиваю у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи по мнемотаблице . • Обучаю детей правильному звукопроизношению. Знакомлю с буквами. • Развиваю у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. • Развиваю у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Слайд 13

Работа по мнемотаблице состоит из четырех этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено; 2. Преобразование из абстрактных символов в образы (объяснение символов таблицы); 3. Рассказ воспитателя с опорой на мнемотаблицу ; 4. Пересказ детьми с опорой на символы мнемотаблицы .

Слайд 14

Обогащение словарного запаса у детей; Последовательности и логичность в пересказе; Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; Сосредоточенность и внимательность при прослушивании сказки; Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; 6. Легче запоминают пословицы и поговорки; 7. Преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. Результаты работы при использовании мнемотаблиц :

Слайд 15

О бучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Слайд 16

Литература: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. «Использование мнемотаблиц в познавательно –речевом развитии дошкольника» В.Ю.Усенко. Дошкольная педагогика №7 /2013 г http://detsad-kitty.ru/metod/konsp/36483-konspekt-zanyatiya-v-srednej-gruppe-v-gostyax-u.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц....

консультация для воспитателей " Использование мнемотаблицы в совместной деятельности детей и педагога"

Испорльзование мнемомотаблицы в настоящее время становится очень актуальным, так как мнемотехника это система методов и приёмов, облегчающих обучение детей....

Консультация для воспитателей "Использование мнемотаблиц для составления рассказов о временах года

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание....

Консультация для воспитателей "Заучивание пословиц и стихов с использованием мнемотаблиц"

Консультация для воспитателей "Заучивание пословиц и стихов с использованием мнемотаблиц"...