Конспект занятия "В зимнем парке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Ольга Леонидовна

Конспект занятия в разновозрастной группе (старшая + подготовительная) для детей с ОНР 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zimnem_parke.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Овчинникова Ольга Леонидовна

МБДОУ Жирновский детский сад «Росинка» п. Жирнов

Учитель – логопед

Конспект занятия в разновозрастной группе (старшая + подготовительная) для детей с ОНР 1 год обучения

Тема «В зимнем парке»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег,снежинка,снеговик,метель, вьюга, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный,пушистый, холодно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).  Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Обучение суффиксальному способу словообразования.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, фонематического восприятия, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование. Комочки ваты, картина М. Пишвановой «В зимнем парке» , сборные снеговики (детали на каждого ребенка),символы гласных звуков,  контейнер с карандашами,  салфетки, зеркала, ватные палочки, плоскостные изображения снеговиков, тетради.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями .

 

Ход занятия

1. Организационный момент. (Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.)

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, кладет на стол перед каждым из детей плоскостное изображение снеговика.

Логопед. Можно сесть тому, у кого снеговик с желтой метлой.

Ребенок садится.

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого снеговик с красным ведром на голове.

Ребенок садится.

Логопед. Пусть сядет девочка, у снеговика которой зеленый шарф.

Ребенок садится.

Логопед. А какой шарф у твоего снеговика?

1-й ребенок. У него синий шарф.

Логопед. Правильно. Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега. Вчера вы слепили на нашем участке замечательного снеговика. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети.

2. Работа в тетради . (Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Логопед раздает тетради, где снеговик нарисован частично и точечным пунктиром. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. В ваших тетрадях снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите синий карандаш и обведите комки, из которых он сделан. Сначала обведите верхний комок, потом — средний, затем — нижний. Наконец обведите ноги снеговика.

Дети рисуют. Когда каждый из них справится с заданием, логопед продолжает.

Логопед. Черным карандашом снеговику нужно нарисовать глазки-угольки и ротик, а красным — нос-морковку. А вот ведро на голове снеговика вы можете нарисовать любым карандашом. Какие ведра у вас получились?

1-й ребенок. У меня синее ведро.

2-й ребенок. У меня зеленое ведро.

3-й ребенок. У меня желтое ведро.

4-й ребенок. У меня красное ведро.

Логопед. У вас получились очень красивые снеговики.  

3.  Упражнение «Подпрыгни если услышишь [с] ». ( Развитие общей моторики, фонематического восприятия, речевого слуха. ) 

Логопед убирает тетради и приглашает детей выйти на ковер. Он  называет ряд звуков, а дети, услышав нужный звук должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

 4. Беседа по картине «В зимнем парке» . (Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.)

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. На картине изображены дети, гуляющие в парке . Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Логопед достает непрозрачную ёмкость наполненную снегом, предлагает детям закрыть глаза, опустить туда руку, и угадать, что находится в ёмкости.

Дети. Снег .

Логопед. Какой снег?

1-й ребенок. Белый.

2 и ребенок. Холодный.

3-й ребенок. Мокрый.

4-й ребенок. Пушистый.

Логопед. Молодцы! А теперь посмотрите на картину. Какое время года на картине?

Дети. Зима .

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Везде лежит снег.

Логопед. Кто нарисован на этой картине? Начните со слов «на картине...»

Дети. На картине нарисованы дети.

Логопед. Куда они пришли?

Дети. Они пришли в парк (т.д).

Логопед. Правильно. Молодцы! Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Дети. Нравится.

Логопед. Как вы это определили?

Дети. Им весело. Они улыбаются.

5. Упражнение «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи, (обучение суффиксальному способу словообразования) развитие диалогической речи). Логопед бросает мяч ребенку называя исходное слово:

Снег – снежок

Снеговик – снеговичок

Сани – саночки

Снежинка – снежиночка

Шапка – шапочка

Валенки – валеночки

Ведро – ведерочко

Морковь – морковочка

Метла – метёлочка

6. Общая артикуляционная гимнастика.  (Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков).

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляет возможность отдохнуть и проглотить, слюну.  

7.  Упражнение «Снежки». (Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.)

Логопед приглашает детей выйти из-за столов и дает каждому из них по комочку ваты, предлагая положить его на ладонь, расположенную на уровне рта на расстоянии не более 10 см.

Логопед. Сделайте вдох и подуйте на «снежок», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Упражнение выполняется 3—4раза.

8. Пальчиковая гимнастика «Тесто». (Развивать тонкую моторику пальцев, закреплять умение сочетать движение и речь.)

Логопед :Мы с вами гуляли в парке,  немного замерзли и проголодались. Пришли домой, и увидели, что мама замешивает тесто для пирожков. Давайте поможем ей.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику, сопровождая её словесной инструкцией.)

Тесто мнём, мнём, мнём,        

Тесто жмём, жмём, жмём,

Пирожки мы испечем.

9. Упражнение «Угадай гласный звук». (Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений).

     Логопед поднимает «символы» гласных звуков, дети должны назвать их.

10. Упражнение «Собери снеговика». (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики.)

Логопед достает контейнеры с деталями для сборки снеговиков.

Логопед. Сегодня мы с вами рисовали снеговиков, рассматривали снеговиков, а сейчас и предлагаю вам собрать снеговиков из тех деталей, которые лежат и контейнерах.  

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью его выполнения, предлагает детям оценить работу друг друга.

11. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Под руководством логопеда дети вспоминают, чем они занимались. Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых  логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР - С.Пб.: «Детство-Пресс»  2008
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых  логопедических занятий в старшей  группе детского сада для детей с ОНР - С.Пб.: «Детство-Пресс»  2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимняя сказка"

Занятие по  формированию  основ экологической культуры и развитию речи....

Конспект занятия "Зимние забавы"

Комплексное занятие в рамках реализации познавательно-речевого и художественно эстетического направлений....

конспект занятия "Зимняя сказка"

Занятие по формированию коммуникативных навыков «Зимняя сказка»...

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение вос...

Конспект занятия "Зимняя дорога"

Программные задачи:  Расширять и углублять представления о зимовке зверей, птиц. Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животного и условиями зимнего сезона. Восп...