Мастер-класс "Тренируем пальчики - развиваем речь"
методическая разработка по развитию речи по теме

Гаврилова Ольга Павловна

Мастер- класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_roditeley.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей с использование ЭОР

«Играем пальчиками - развиваем речь»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребёнка.

2. Обучить родителей с  этапам разучивания пальчиковых игр.

 Оборудование: цветные карандаши по количеству участников;

-Фломастеры по количеству участников;массажные мячи гладкие по количеству участников; крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого; палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого; шнуровки;

сухой бассейн с крупами; памятка для родителей «Развиваем пальчики»; схема «Биологически активные точки ладоней рук».

Слайд №1

Ход мастер- класса:

Уважаемые родители, прежде начать наше общение, я предлагаю настроиться на предстоящую деятельность через игру  «Комплименты»

Участники по кругу передают мяч. Называют сове имя и говорят комплименты друг другу.

 Сегодня я предлагаю Вам стать  участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками - развиваем речь».

Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! »

Ведение в тему:

Развитие речи -  основной показатель развития детей.

К сожалению, количество детей имеющих недостатки развития речи, возрастает, что в свою очередь отрицательно сказывается на личностном развитии, дальнейшем обучении в школе. Педагоги по – разному решают эту проблему. Я эту проблему решаю при помощи развития у дошкольников мелкой моторики, так как речь и мелкая моторика напрямую связаны между собой. Это доказали  ученые-нейрофизиологи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны  расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Слайд №2

Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Считается, что словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Специалисты установили, что развитие моторики происходит в процессе манипуляции с различными предметами, а словесное сопровождение  действий ребёнка способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка. Учитывая эти особенности и закономерности,  считаю, что работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка является пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика не только развивает речь малыша, но и является эффективным видом закаливания, так как  развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.  Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

Пальчиковые игры имеют свою давнюю историю, которая далеко уходит в прошлое наших бабушек и дедушек. Игры «Сорока - ворона», «Ладушки», «Коза - рогатая» не что иное, как традиционные пальчиковые игры, которые пришли к нам из старины и очень популярны до сих пор. И это неслучайно. Наши предки давно установили   пользу  оздоравливающего и тонизирующего массажа.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Слайд №3

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Имитационная игра: Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру Сорока - белобока».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

В игре «Сорока - белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

 Давайте продолжим, оказывается не все так просто!

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

А сейчас повторим все вместе, приготовились.

Молодцы, хорошо постарались.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Работа с предложенным материалом.

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:

Слайд №4

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

Слайд №5

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму-

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Слайд №6

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру коллеги мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:

Этот пальчик – Сонечка,

Этот пальчик - Тонечка,

По середочки - Сергей,

Рядом с братцем - Алексей,

А этот - Гришка, пальчик- шалунишка!

Ать, два, ать, два,

Было пять, осталось- два.

Ну-ка, ну-ка, посмотри

Было пять, осталось, три!

Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать!

Этот пальчик- Сонечка,

Этот пальчик- Тонечка,

По середочки- Сергей,

Рядом с братцем- Алексей,

А этот- Гришка, пальчик -шалунишка!

Слайд №7.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Слайд №8

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Например:

Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают) .

Игра с палочками

Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать) :

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)

Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)

Другой ножкой топ-топ, (левой)

На головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку)

Игры с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.) .Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

Рефлексия.

В конце нашей встречи мне  бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями.

Рефлексия: «Ладонь» - участникам предлагается обвести свою ладонь, и написать обратную связь:

        -Будете ли вы использовать такие игры в воспитании и развитии своего ребенка?

        -Что понравилось?

        -Что было лишним.

        -Настроение.

Литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.

2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.

3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации», «Сфера», 2008г.

4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.

5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;

6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;

7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;

8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;

9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.

 Электронные образовательные ресурсы

www.dovosp.ru :

 Журнал «Дошкольное воспитание» И. Нартова. Развиваем мелкую моторику 4/2015

Журнал «Ребёнок в детском саду» Л. Половникова . Тренируем пальчики. 15/2015

www.mai-detsad.ru

А. Шляхтенкова 
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....