Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хазова Наталья Юрьевна

Анализ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ( технология ТРИЗ )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ

Тема: Анализ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель:

Учить детей анализировать  художественное произведение.

Задачи:

1. Развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения.

2. Продолжать учить при анализе сказки выделять героев, их цель, действия для достижения цели, возникающие проблемы, помощников, свойства характера, результат.

3. Учить самостоятельно формулировать противоречия, находить решение проблемной ситуации.

4.  Совершенствовать умение детей моделировать действия героя при работе с морфологической таблицей.

5. Воспитывать умение выслушивать друг друга при обсуждении сказки.

Предварительная работа: знакомство с алгоритмом разбора сказки, рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сбор копилки свойств характера героев.

Словарная работа: терпеливый – нетерпеливый, послушный – непослуш-ный. Пословица: поспешишь – людей насмешишь.

Средства обучения: карточки с условными  обозначениями алгоритма разбора сказки, морфологическая таблица, набор картинок для анализа произведения, иллюстрации к разным сказкам ( включая «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и т.п.), бумага, карандаши.

Ход занятия:

1.Игра «Расшифруй сказку».

 - Ребята, я предлагаю вам разгадать некую тайну. Послушайте вот такой таинственный текст: «Кое-кто не послушался совета и поплатился за это, превратившись в животное».

- Задавайте мне вопросы, на которые я смогу ответить только «да» или «нет», и разгадайте, кто же это «кое-кто». (Дети, задавая определенные вопросы, разгадывают загадалку).

- Ребята, как вы думаете, почему именно такую загадалку я про него составила? (Ответы детей). Братец Иванушка не послушался совета сестрицы Аленушки и поплатился за это, превратившись в козленочка.

 - В какой же сказке живет этот сюжет? (В русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

- Кто хочет заполнить графу «Герой»  в нашей таблице?

- Что обозначают следующее условное обозначение на таблице? Предлагаю ее заполнить и объяснить свой выбор (дети заполняют графу «Цель» - Иванушка хотел пить).

 - Ребята, а подумайте, пожалуйста, и вспомните, может быть, еще есть сказки, в которых люди превращались в животных или какие-то объекты превращались в человека? ( выбор и показ детьми необходимых иллюстра-ций к сказкам)

- А как мы называем сказки, в которых происходят превращения, события не реальные для нашей жизни? (Волшебными).

2. Физкультминутка.

- К нам пришел Волшебник Превращения. Давайте поиграем в сказку. Вы, ребятки, превращайтесь в любых героев сказок, а я попробую отгадать ,в кого вы превратились и из какой сказки ваш герой.  Раз, два, три - превращение начни. (Дети превращаются в любимых героев).  Раз, два, три, превращение уйди.  

- Ушло ли превращение? А ну-ка, докажите, что вы опять ребята, ответьте мне на вопрос: «Где можно встретить сказку?» (Ответы детей).


- Вспомните и назовите, какие действия совершал Иванушка в сказке?

(Ответы детей: ходил с сестрицей на работу, шел по полю,  просил пить,

слышал запрет,  ослушался и попил,  стал козленочком).

- Зарисуйте названные действия и заполните морфотаблицу.

-  Выделите действие, породившее проблему (попил).

Воспитатель формулирует проблему: как Иванушке напиться и не превратиться в козленочка?

Варианты решения детей:

  • Взять с собой воду;
  • Попить из человеческого следа;
  • Если бы весна была, можно березовый сок попить
  • Ягодок поесть;
  • Подождать;
  • Умыться намочить губы, но не глотать.

(все варианты дети схематично зарисовывают на доске)

- Попробуйте выбрать самое простое и эффективное решение.

Выявили другую проблему: как сделать так, чтобы не жарко было идти?(так как пить хочется, когда жарко).

Варианты решения детей:

  • Идти другой дорогой, под деревьями;
  • Махать, делать ветер;
  • Капюшон надеть или кепку;
  • Листья лопуха положить на голову
  • Сплести венок-шапочку из цветов.

- Ребята, подумайте, какой совет вы дадите герою. Какие свойства характера «превратили» его в козленочка (нетерпеливый, непослушный), заполните морфотаблтицу. Каким надо быть Иванушке, чтобы не попасть в беду? ( Не своевольничать, быть терпеливым, слушаться старших)

 - Ребята, послушайте несколько пословиц и выберите ту, которая подходит к этой сказке:

Как аукнется – так и откликнется.

Делу время – потехе час.

Поспешишь – людей насмешишь.

- Заполняем последнюю графу морфологической таблицы – вывод или жизненное правило.
- А теперь вспомните, была у вас похожая ситуация в жизни, когда вы столкнувшись с проблемой, поспешили, не послушались старших и попали из-за этого в беду? (Ответы детей). Задание: после занятия или дома нарисуйте свою историю и завтра расскажите мне, как можно было решить вашу проблему.

Рефлексия по вопросам:  Что делали на занятии? Как делали? Зачем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....