КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Белоногая Юлия Аркадьевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

 

 

Из опыта работы воспитателя

 Белоногой Юлии Аркадьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Программное содержание: дать понятие о сравнении как о художественном приеме; учить выделять сравнение в поэтическом тексте, в прозаическом тексте.

 

     Материал к занятию: картинки с изображением различных предметов (солнце, луна, лестница, зебра, баранки, кирпичик, и т.д.); текст стихотворения Р. Сефа «Всё», сказки Г. Цыферова «Мишкина труба»; стихотворение

С. Козлова «Большой бегемотик».

 

     Методика проведения занятия:

             I.      Рассказ воспитателя.

          II.      Чтение и разбор стихотворения Р. Сефа «Всё».

       III.      Игра «На что похоже?»

      IV.      Сказка Г. Цыферова «Мишкина труба».

         V.      «Найди сравнения».

 

Ход занятия.

 

Воспитатель предлагает детям пойти в библиотеку и взять оттуда интересные книжки. Затем занятие продолжается в групповой комнате.

 

Воспитатель: - Ребята, когда мы все выражаем свои мысли, мы разговариваем. Мы все произносим слова. У вас у всех большой запас слов, у каждого – свой багаж слов. Кто-то знает много слов, кто-то меньше. Вы можете сравнивать предметы, явления, чтобы увидеть для себя новое, неожиданное, потому что все вы хотите познать мир. Когда вы пользуетесь сравнениями, ваша речь становится красочнее, ярче, выразительнее. Например, желтые одуванчики вам напоминают желтых маленьких цыплят на зеленой травке, подсолнух – похож на яркое солнце. Когда мы пользуемся сравнениями, мы всегда употребляем слова «как», «как будто», «словно», «точно».

Чаще всего сравнениями пользуются поэты и писатели. Эти книги – необычные. В них мы постараемся найти множество слов, которые автор сравнивал с тем или иным предметом.

Послушайте стихотворение Р. Сефа «Всё». (Воспитатель читает)

 

На свете всё на всё похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя, а ты – на маму.

 

- Ребята, почему поэт считает, что змея похожа на ремешок?

Ответы детей:

-  потому что она такая же длинная и узкая, как ремешок.

- потому что когда мы держим в руках ремешок, она так же вьётся, как змея.

(Задача воспитателя в данном случае – выделить вместе с детьми те сходные черты явлений, которые позволили поэту сравнивать их).

Воспитатель: - Вы все заметили, что поэт здесь пользуется сравнением. А теперь назовите все сравнения, которые использует поэт в этом стихотворении.

Дети называют все сравнения:

Змея – ремешок

Луна – круглый глаз

Журавль – кран

Кот полосатый – пижама

Воспитатель: Молодцы, давайте теперь мы поиграем в игру «На что похоже?» (Воспитатель показывает детям карточки с изображением различных предметов, дети сравнивают их с чем-то другим).

- зебра – на милицейскую палку, на кошку, на кофту.

- хлеб – на кирпич.

- луна – на печенье, на пирожок, на сережку.

- баранки – на колесо, на букву «О», на обруч.

- грабли – на расческу.

- лампочка – на грушу.

- волк – на собаку.

- глухарь – на курицу.

Воспитатель: Теперь у вас в словарном багаже еще больше слов. Ребята, сравнениями пользуются не только поэты, но и писатели. Посмотрите, какое красивое сравнение находит сказочник Г. Цыферов в своей сказке «Мишкина труба».

(Воспитатель читает текст, дети находят в тексте сравнения).

         - труба – похожая на серебряную раковину…

 

         Воспитатель: А теперь я вам расскажу грустную историю про бегемотика. (Берет в руки игрушку – бегемотика и читает стихотворение

С. Козлова «Большой бегемотик».

         - Ребята, на что была похожа таблетка, которую дали бегемотику?

         - Правильно, на тарелку. И сейчас вы сами в этом убедитесь.

Берите в руки карандаш и нарисуйте на одном листе таблетку, на другом – тарелку. (Дети рисуют, дарят рисунки бегемотику, он выздоравливает, остается с ними играть).

 

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

 

 

 

 

 

И прибежала зайчиха,

И закричала:

- Ай – ай!

Мой зайчик попал под трамвай!..

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

 

 

 

 

 

 

 

Крокодилы в крапиву забилися,

И в канаве слону схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат.

 

 

 

 

 

 

 

Плачет серый воробей:

- Выйди солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно.

 

 

 

 

 

 

 

Но мохнатые боятся:

- Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен, и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!

 

 

 

 

 

 

 

 

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха – мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она, и кричит:

- Ну, спасибо тебе, Айболит!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Из опыта работы воспитателя

 Белоногой Юлии Аркадьевны

     Программное содержание: дать понятие о сравнении как о художественном приеме; учить выделять сравнение в поэтическом тексте, в прозаическом тексте.

     Материал к занятию: картинки с изображением различных предметов (солнце, луна, лестница, зебра, баранки, кирпичик, и т.д.); текст стихотворения Р. Сефа «Всё», сказки Г. Цыферова «Мишкина труба»; стихотворение

С. Козлова «Большой бегемотик».

     Методика проведения занятия:

  1. Рассказ воспитателя.
  2. Чтение и разбор стихотворения Р. Сефа «Всё».
  3. Игра «На что похоже?»
  4. Сказка Г. Цыферова «Мишкина труба».
  5. «Найди сравнения».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям пойти в библиотеку и взять оттуда интересные книжки. Затем занятие продолжается в групповой комнате.

Воспитатель: - Ребята, когда мы все выражаем свои мысли, мы разговариваем. Мы все произносим слова. У вас у всех большой запас слов, у каждого – свой багаж слов. Кто-то знает много слов, кто-то меньше. Вы можете сравнивать предметы, явления, чтобы увидеть для себя новое, неожиданное, потому что все вы хотите познать мир. Когда вы пользуетесь сравнениями, ваша речь становится красочнее, ярче, выразительнее. Например, желтые одуванчики вам напоминают желтых маленьких цыплят на зеленой травке, подсолнух – похож на яркое солнце. Когда мы пользуемся сравнениями, мы всегда употребляем слова «как», «как будто», «словно», «точно».

Чаще всего сравнениями пользуются поэты и писатели. Эти книги – необычные. В них мы постараемся найти множество слов, которые автор сравнивал с тем или иным предметом.

Послушайте стихотворение Р. Сефа «Всё». (Воспитатель читает)

На свете всё на всё похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъёмный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя, а ты – на маму.

- Ребята, почему поэт считает, что змея похожа на ремешок?

Ответы детей:

-  потому что она такая же длинная и узкая, как ремешок.

- потому что когда мы держим в руках ремешок, она так же вьётся, как змея.

(Задача воспитателя в данном случае – выделить вместе с детьми те сходные черты явлений, которые позволили поэту сравнивать их).

Воспитатель: - Вы все заметили, что поэт здесь пользуется сравнением. А теперь назовите все сравнения, которые использует поэт в этом стихотворении.

Дети называют все сравнения:

Змея – ремешок

Луна – круглый глаз

Журавль – кран

Кот полосатый – пижама

Воспитатель: Молодцы, давайте теперь мы поиграем в игру «На что похоже?» (Воспитатель показывает детям карточки с изображением различных предметов, дети сравнивают их с чем-то другим).

- зебра – на милицейскую палку, на кошку, на кофту.

- хлеб – на кирпич.

- луна – на печенье, на пирожок, на сережку.

- баранки – на колесо, на букву «О», на обруч.

- грабли – на расческу.

- лампочка – на грушу.

- волк – на собаку.

- глухарь – на курицу.

Воспитатель: Теперь у вас в словарном багаже еще больше слов. Ребята, сравнениями пользуются не только поэты, но и писатели. Посмотрите, какое красивое сравнение находит сказочник Г. Цыферов в своей сказке «Мишкина труба».

(Воспитатель читает текст, дети находят в тексте сравнения).

        - труба – похожая на серебряную раковину…

        Воспитатель: А теперь я вам расскажу грустную историю про бегемотика. (Берет в руки игрушку – бегемотика и читает стихотворение

С. Козлова «Большой бегемотик».

        - Ребята, на что была похожа таблетка, которую дали бегемотику?

        - Правильно, на тарелку. И сейчас вы сами в этом убедитесь.

Берите в руки карандаш и нарисуйте на одном листе таблетку, на другом – тарелку. (Дети рисуют, дарят рисунки бегемотику, он выздоравливает, остается с ними играть).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

И прибежала зайчиха,

И закричала:

- Ай – ай!

Мой зайчик попал под трамвай!..

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

Крокодилы в крапиву забилися,

И в канаве слону схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат.

Плачет серый воробей:

- Выйди солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно.

Но мохнатые боятся:

- Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен, и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха – мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она, и кричит:

- Ну, спасибо тебе, Айболит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...