ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Дитятьева Валентина Петровна

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dityateva_svyaznye_rasskazy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ

СТАРШИХ ДОШКЛЬНИКОВ

СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ

    Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющимся мире: хорошо ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой творческих задач, создавать свой мир. Человек живет сейчас в мире реальных вещей, раньше считавшимися вымыслом. Наше настоящее было предсказано фантастами прошлого.

     Опираясь на закономерности развития систем, можно достаточно точно прогнозировать будущее. В нем-то и будут жить наши дети. А если познакомить детей с некоторыми законами развития систем и научить их предсказывать будущей на возможном для их возраста уровне? Современными исследованиями доказано, что дети старшего дошкольного возраста, способны воспринимать тексты фантастического содержании и работать с ними.

       

Общая характеристика текстов

фантастического плана

       Главная особенность текстов фантастического содержания – образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого объекта. В основе текстов фантастического содержания – техническая или научная проблема, решение которой возможно в будущем. Упор делается на научной проблеме, в которой учитывались законы развития систем, чтобы на первый план выходил прогноз развития объектов, а не нарушение реальных логических связей.

      Еще одной отличительной особенностью фантастического текста можно считать повествование. Идет перечисление действий, событий, происходящих в окружающем мире.

      Чтобы научить детей составлять связанный текст фантастического содержания, их в начале необходимо познакомить с основными отличиями сказки от научной фантастики.

Основные отличительные особенности сказочного

и фантастического текстов

Сказка  

Фантастика

Ярко выраженная мораль

Прогноз на будущее

Сказка отражает жизненный опыт

Идея фантастического текста- прогресс, улучшение имеющегося

Носители (герои, предметы и др.) отличаются волшебством

Носители могут быть реальными и фантастическими

Сказки «не привязываются» к конкретному месту и времени

Используется конкретное время и место событий

Используются выразительные средства (заклинания, повторы, специфические слова и др.)

Перечисляются действия, дается упор на повествование

     

    Научить детей создавать тексты фантастического содержания можно с помощью системного  оператора и алгоритма составления текста. Успешность педагогического воздействия зависит от того, насколько качественно проведена подготовительная работа.

Базовый алгоритм составления текста

фантастического содержания

    Базовый алгоритм составления текста фантастического содержания одинаковый на всех трех этапах.

  1. Выбор времени и места действия.
  2. Выбор главного героя, его характеристика.
  3. Выбор увлечения героя.
  4. Определение отрицательных событий, которые мешают, вредят главному герою иди его увлечению.
  5. Увеличение степени идеальности главного объекта, с которым имеет дело герой.
  6. Продолжение и улучшение дела героя (ИКР).
  7. Вывод, прогноз на будущее.
  8. Название рассказа.

    В конце занятия целесообразно воспроизвести с детьми базовые шаги, с помощью которых создавался рассказ.

Рассказ «История про утюг», составленный детьми 6 лет

 

   Однажды летом в Дмитровграде произошла эта история. В городе жила семья: мама, папа и дочка Светочка. Света очень любила одеваться красиво, и у нее была кукла с красивой одеждой. Однажды она пошла гулять с куклой. Налетел ураган. Он испачкал  и Свету, и ее куклу. Девочка  пришла домой, и мама стала стирать платье Светы, а Света – платье куклы. Все высохло и надо было погладить. Маленькое и большое платье. Мама и Света сказали папе, что утюг  неудобный – надо, чтобы он был разным по размеру. Папа пошел в мастерскую к одному мастеру, и они сделали раздвижной утюг – большая подошва гладит большое платье, а  маленькая подошва гладит платье куклы. Мастер кнопочкой такой все это сделал. А еще он придумал пультик. Теперь мама телевизор смотрит, а утюг сам гладит платье. Это новое изобретение понравилось друзьям семьи и всем людям. Мастер решил открыть свое дело и выпускать такие утюги. Все люди в мире стали пользоваться его открытием.

 «Город со стеклянной крышей»

(составили три мальчика старшей группы)

     Однажды в будущем на Землю прилетят инопланетяне. Они будут нашими друзьями. И всему интересному будут учить людей. Люди часто будут ездить на другую планету, а инопланетяне к нам. Плохо для космических ракет – тучи и дождь. Ракеты стали мокнуть и плохо летать. Начали думать люди, как уберечь корабли и города от дождя, и придумали стеклянную крышу. Теперь не надо зонты людям: стеклянная крыша закрывает город и космодром. Как только корабль хочет взлететь, так сразу окно в крыше открывается, и он взлетает, а как дождь начинается, то окно над городом закрывается. Если надо траву и деревья полить, окно опять открывается, но только когда нет космического корабля. Он в космосе летит. А там дождя нет.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: "Текст  реалистического характера"

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

2-ой тип: "Текст фантастического характера"

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

 

1 этап "Определение состава картины"

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Базовая информация

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине"

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Базовая информация

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Цели:

  • обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
  • учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Базовая информация

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

4 этап "Составление загадок и метафор по картине"

Цели:

  • познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
  • сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

Базовая информация

Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).

Следует знать основные модели составления загадок:

1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: "Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола".

Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами.
Итог: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола".

2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Например: "Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба".

Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или " но не" сравниваются с другими объектами.
Итог: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка".

3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
Например: "Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна".

Выбирается лучший вариант.

Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: "Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна".

4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.
Итог: "Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне".

На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.

5 этап "Преобразование объектов во времени"

Цели:

  • учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;
  • учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Базовая информация

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.

Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования.

Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.

6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"

Цели:

  • учить детей пространственной ориентировке на картине;
  • активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
  • учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
  • формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Базовая информация

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.

7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"

Цели:

  • обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
  • уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
  • упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Базовая информаци

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

  • грустный - веселый,
  • радостный - печальный,
  • спокойный - возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

  • добрый - злой,
  • трудолюбивый - ленивый,
  • вежливый - грубый,
  • умный - глупый…

В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Например: 

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);
  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);
  • добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

8 этап "Смысловая характеристика картины"

Цели:

  • развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;
  • упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок;
  • подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

Базовая информация

Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

9 этап "Составление рассказов-фантазий"

Цели:

  • учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;
  • учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Базовая информация

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  • "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
  • "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
  • "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
  • "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
  • "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
  • "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

Цели:

  • обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;
  • учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Базовая информация

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса.

Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…

Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч.

Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю.

Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

11 этап "Составление рифмованных текстов по картине"

Цели:

  • познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов.
  • формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Базовая информация

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. ПР: дети…, семья…, посуда… Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.

Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:

Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
"Вот какие кто-то
На картине такой-то…".

Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…".

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.

 

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

Название игры, цель

Методические рекомендации

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.
Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"

Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"...