Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" для детей 4-5 лет по ФГОС ДО
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Анисимова Екатерина Викторовна

Программа раскрывает содержание работы по блокам "Развитие речи" и "Приобщение к художественной литературе", в состав программы включен перспективный план по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_oo_rechevoe_razvitie.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

г.Мичуринска Тамбовской области

Рабочая образовательная программа

по ОО «Речевое развитие»

группы №1 «РОДНИЧОК»

Для детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы: Анисимова Екатерина Викторовна

Кравцова Татьяна Александровна

г.Мичуринск-наукоград РФ

2015г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа группы №1 «Родничок» (далее – программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» на 2015-2016 учебный год, ориентирована на воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав учреждения.

1.2. Основные цели и задачи

«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие» включает в себя 2 взаимосвязанных блока:

Развитие речи

Приобщение к художественной литературе

Цели и задачи по реализации рабочей программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

        В основе реализации рабочей программы лежат принципы:

  • интеграции;
  • комплексно-тематического планирования;
  • развивающего образования ;
  • научной обоснованности и практической преемственности.

        Подходы к формированию Программы.

  • личностно-ориентированный.
  • индивидуальный.
  • деятельностный.
  • средовой.

1.4. Характеристика особенностей развития детей

        Возрастные особенности детей группы соответствуют развитию детей 4-5 лет и основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

У детей группы №1 «Родничок» наблюдаются следующие индивидуальные особенности по речевому  развитию:

Развитие речи.

Высокий уровень – 8 человек, что составляет 36% от общего количества детей; количество детей со средним уровнем – 9 человек или 41%; с низким уровнем – 5 человек или 23%.

Вывод: Продолжать работу по формированию словаря, звуковой культуре речи, содействовать развитию грамматически правильной и связной речи.

Приобщение к художественной литературе.

Высокий уровень-10 человек или 45%, количество детей со средним уровнем – 10 человек или 45%; с низким уровнем развития – 2 человека или 10%.

Вывод: Продолжать работу по приобщению детей к художественной литературе: продолжать знакомить с детской литературой, способствовать пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.

        

1.5. Планируемые результаты освоения программы.

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов) являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка.

        Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

Коммуникативной инициатива  - включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

Уровень развития ребенка: 

- Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели ("Давай играть, делать...");

- ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям ("Ты говори...", "Ты делай...");

-  поддерживает диалог в конкретной деятельности;

- может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки

- Инициирует парное взаимодействие со  сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть, делать...");

- начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится  педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

        Карта наблюдений детского развития соответствует пособию Ю.А. Афонькиной. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание психолого-педагогической работы

Блок  Развитие речи.

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

 Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

 Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

 Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое про- изнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых сущест- вительных (пальто, пианино, кофе, какао).  

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, так- тично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды слож- носочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Блок Приобщение к художественной литературе.

 Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.  Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

 Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.    Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

        Связь с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

Формирование основ ОБЖ, представлений о здоровом образе жизни.

Развитие речи в процессе заучивания текста подвижных игр, физкультминуток, считалок.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Формирование гендерной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу. Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, знакомство с профессиями, орудиями труда.

«Речевое развитие»

Речевое развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, словарного запаса, творчества.

Практическое овладение нормами речи.

«Художественно-эстетическое развитие»

Использование произведений изобразительного искусства для обогащения содержания области, развитие связной диалогической и монологической речи, детского творчества, эмоционального восприятия, формирование умения передачи литературного образа средствами изобразительного искусства.

Использование музыкальных произведений для обогащения содержательной области, музыкотерапия, сопровождение занятий данной образовательной области, арттерапия.

Организация деятельности в образовательной области

«Речевое развитие»

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Игры (познавательные, развивающие, словесные)

Самостоятельная деятельность

Чтение стихотворений

Использование считалок, поговорок в речи.

ООД

Беседы

Составление рассказов

Заучивание поэзии

Творческие задания

Игры-драматизации

Досуги

Утренники

Театральные постановки

Кукольный театр

 

Игры (познавательные, развивающие, словесные)

Свободная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Игры в игровых зонах

Беседы

Консультации

Проекты

Консультатив

ные и тематические стенды

        2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

Средний дошкольный возраст

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является речевая деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  1. Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением.
  2. Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку.
  3. Создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр.
  4. Не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры.
  5. Обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
  6. Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
  7. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
  8. Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
  9. Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

        Сегодня дошкольное учреждение рассматривает семью (законных представителей) воспитанников с позиции совместной работы специалистов ДОУ по реализации образовательной программы. С одной стороны, такой подход обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, с другой стороны, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

        С целью выявления особенностей семей воспитанников группы, уровня педагогических знаний родителей проводится анкетирование, беседы. По результатам анкетирования определяется уровень заинтересованности родителями деятельностью группы в частности и дошкольного учреждения в целом.

        Еще одна цель работы с родителями: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

        Реализация данных целей происходит через решение задач:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

План работы с родителями

по вовлечению их в образовательный процесс

 в рамках ОО «Речевое развитие»

Форма работы

Срок

Консультация: «Ребенок и книга. Как приучить ребенка любить книгу». Оформление списка литературы для чтения детям (март, апрель, май).

Март

Информационный стенд: Что читать детям (июнь, июль, август).

Июнь

Газета: «Поэты и писатели о ценности детства»

Август

Утренники  «Осенины»,

«Новый год»

«8 марта»

Ноябрь

Декабрь

Март

Индивидуальные беседы

Еженедельно

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

        Развитие детей и решение задач по реализации ОО «Познавательное развитие» происходит на протяжении всего пребывания детей в группе.

        Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки: непрерывная НОД для детей 4-5 лет – не более 20 минут в первую половину дня, при этом максимально допустимый объем – 40 минут.

        Учитывая эти нормы, организация образовательной деятельности в группе №1 «Родничок» по развитию речи происходит 1 раз в неделю:

  • 1 раз – Развитие речи

  На основании учебно-календарного графика на 2015-2016 учебный год количество занятий составляет:

  • Развитие речи – 36  

        Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

        Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

        Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.

Перспективный план по развитию речи  (Приложение).

Приобщение к художественной литературе происходит ежедневно при организации самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и частично интегрировано в непосредственно образовательную деятельность при реализации блока «Развитие речи»

3.2. Условия реализации программы

Создание психолого-педагогических условий для речевого развития

Для речевого развития детей дошкольного возраста необходимо,  прежде всего, обеспечение его эмоционального благополучия.

В группе создана атмосфера принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать его и понять. Для этого педагог должен:

- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

- внимательно выслушивать детей, показывать, что  понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

- помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств могут выразить свое отношение  к личностно-значимым для них событиям, в том числе происходящим в детском саду;

- обеспечить в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

С целью развития игровой деятельности:

- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражают в игре;

- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер.

Особенности организации предметно-пространственной среды

        Образовательная среда в группе представлена специально созданными условиями, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии. Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков») с развивающими материалами. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно – пространственная среда группы №1 «Родничок»

по речевому развитию.

Образовательная область

Название центра, его насыщение

Речевое развитие

Картинки по лексическим темам                                                               Игры и упражнения для развития речевого дыхания: «Покатай карандаш», «Задуй свечу», «Загони мяч  в ворота».                        Картотека игровых упражнений «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о веселом язычке»;  картотека загадок  по лексическим темам.                                                             Художественные произведения по программе                           Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.                                                            Кукольный театр                                                                                     Зеркало

Методическое обеспечение

1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа/ Ю,А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2015.-59с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-56с.

3.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.-80с.

4.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. З.А. Ефанова.- Волгоград: Учитель. 2016.-303с.

5.  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. -  3-е изд., испр. и доп._М.: Мозаика – Синтез, 2006.-152с.

6.   Хрестоматия для дошкольников от 4 до 5 лет. Планета детства


Приложение.

Перспективный план по развитию речи в средней группе №1 «Родничок».

Ме

сяц

Тема недели

Тема занятия

Цель

Ожидаемые результаты

Литература

1

Сентябрь

Осень ранняя пришла – мы ее встречаем

Беседа сдетьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Понимает, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 с. 27

2

Дары осени

Описание овощей.

Познакомить с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи, сравнивать предметы.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прочтении стихотворений об овощах.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-сост. З.А. Ефанова с. 59

3

Какого цвета осень

Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»

Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; учить слушать сказки.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;эмоционально воспринимает литературное произведение Н. Сладкова «Осень на пороге» и выражает свое отношение к персонажам рассказа

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-составитель З.А. Ефанова с. 48

4

Октябрь

Я расту здоро

вым

Описание фруктов

Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-составитель З.А. Ефанова с. 67

5

Я и моя семья

Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Учить слушать литературное произведение, давая оценку поведению героев, рассказать о помощи взрослым.

Проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве с рассказом Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-составитель З.А. Ефанова с. 76

6

Познаем себя

Звуковая культура речи: звуки с и сь

Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи).

Понимает артикуляцию звука с, правильно и отчетливо произносит звук в словах и фразовой речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя гр. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 с. 28

7

Профессии моих родите

лей

Стихотворе

ние С. Михалкова «А что у вас?»

Учить рассказывать о важности профессий.

Проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова «А что у вас?»

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-составитель З.А. Ефанова с. 125-126

8

Ноябрь

Моя Малая Родина

Рассказ А. Гайдара «Поход»

Учить отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений; развивать внимание, память

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение А. Гайдара «Поход» и выражает свое отношение к персонажам рассказа.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя гр. Автор-составитель З.А. Ефанова с 271

9

Россия – моя страна

Моя страна

Учить рассказывать о своей стране, познакомить с ее историей.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разучивании стихотворения С. Есенина «Береза».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова с 269

10

Главный город России -Москва

Описание Москвы

Учить описывать Москву и свой город, отвечать на вопросы, описывать картинку, развивать внимание, речь, память

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции  (интерес, радость, восхищение) при составлении рассказа о своей малой родине

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова с 276

11

Уж осень проходит, спешит к нам зима

Звуковая культура речи: звуки з и зь

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь.

Правильно произносит звук з в слогах, словах  и изолированно. Умеет произносить звук з и зь твердо и мягко; развит фонематический слух.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 32

12

Декабрь

Деревья зимой

Описание деревьев.

Учить сравнивать деревья, описывать их, упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 95-97

13

Новогод

ние подарки

Новый год

Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложения по опорным словам.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прочтении стихотворения И. Токмаковой «Живи, елочка!».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 155-157

14

Скоро- скоро новый год

Звуковая культура речи: звук ц

Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированно, в слогах, словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Способен четко произнести звук ц (изолированно, в словах, слогах). Различает слова со звуком ц, ориентируясь при этом не на смысл слова, а на его звучание.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 36

15

Празд

ник Новый год

Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали»

Развивать внимание, память.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение Л. Воронковой «Как елку наряжали» и выражает свое отношение к персонажам рассказа

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 159-160

16

Этот праздник Новый год

Составление рассказа по картине

Учить связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию изменений в природе зимой.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при составлении предложений.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 165

17

Январь

Зима

Чтение и заучивание стихотворе

ний о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при чтении стихотворений. Запоминает и выразительно читает стихотворение.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 44

18

Зимние забавы

Обучение рассказыва

нию по картине «Вот это снеговик»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины.

Умеет составлять рассказы по картине без повторов и пропуска существенной информации. Способен придумать название картины.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 36

19

Одежда, обувь, головные уборы

Звуковая культура речи: звук ш.

Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, словах); различать слова со звуком ш.

Способен четко произнести звук ш (изолированно, в словах, слогах). Различает слова со звуком ш.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 с. 46

20

Февраль

Назем

ный транспорт

«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга

Развивать память, учить четко произносить слова, отвечать на вопросы.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение Л. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике» и выражает свое отношение к персонажам рассказа.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 132-133

21

Водный и воздуш

ный транс

порт

Описание транспорта

Учить описывать виды транспорта, сравнивать их.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых познавательных задач.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 132-133

22

Праздник 23 февраля

Рассказ В. Бороздина «Звездолет

чики»

Развивать внимание, память; учить слушать произведение и отвечать на вопросы

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Бороздина «Звездолетчики»  и выражает свое отношение к персонажам рассказа.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 219

23

Весна

Звуковая культура речи: звук ж

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированно, в звукоподражательных словах; в умении определять слова со звуком ж

Умеет правильно и четко произносить звук ж  изолированно, в звукоподражательных словах. Способен определить слова со звуком ж

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 49

24

Март

Забота о маме

Подготовка к празднику

Развивать внимание, мышление. Учить описывать картинки

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прочтении стихотворений В. Берестова «Праздник мам», И. Токмаковой «Мамин день».

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 230

25

Книги

Любимый сказочный герой.

Развивать внимание, мышление, память.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, проведении викторины.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 186

26

Правила дорож

ного движения

Звуковая культура речи: звук ч

Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Понимает, как правильно произносить звук ч; отчетливо произносит звук ч в словах, стихах и изолированно. Различает слова со звуком ч.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 53

27

Игрушки

Обучение рассказыва

нию «Наша неваляшка»

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога

Умеет рассказывать об игрушке по плану при минимальной помощи педагога

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 с. 29-30

28

Дикие животные

Описание зверей

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать мышление.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 196-197

29

Апрель

Домаш

ние животные

Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»

Учить слушать, оценивать поступки героев сказки, развивать память, мышление, внимание.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает мордовскую народную сказку «Как собака друга искала» и выражает свое отношение к ее персонажам.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 205-206

30

Домаш

ние питомцы

Описание домашних птиц

Учить описывать домашних птиц.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 210

31

Пресмыкающиеся

Черепаха

Дать представление о внешнем виде и особенностях черепах

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 235

32

Пасха

Звуковая культура речи: звук л,ль

Упражнять детей в четком произнесении звука л  (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль

Умеет четко произносить звук л в словах, фразовой речи. Различает слова со звуками л, ль

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 63

33

Май

День Победы

День Победы

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы»

 Уважительно относится к ветеранам ВОВ; имеет представления о празднике День Победы. Выразительно читает стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 68

34

Насеко

мые

Описание насекомых

Учить рассказывать о насекомых, развивать мышление, внимание

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 249

35

Ягоды

Звуковая культура речи: звук р, рь

Упражнять детей в четком и правильном произнесении  звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах)

Умеет четко произносить звук р, рь изолированно, в словах, в чистоговорках

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

с. 69

36

Грибы

Сказка В. Сутеева «Под грибом»

Учить слушать художественное произведение, развивать внимание, память.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку В. Сутеева «Под грибом» и выражает свое отношение к ее персонажам.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З.А. Ефанова

с. 297


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программа художественно - эстетической направленности «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы по А.И.Бурениной....

Рабочая программа Подготовительной группы для детей 6-7 лет на 2021-2022 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Прогимназии «Созвездие» (Разработано в соответствии с ФГОС ДО)

Рабочая программа Подготовительной   группы   для детей 6-7 лет на 2021-2022 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Прогимназии «Созвез...