Сказка Пузырь, соломинка и лапоть"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Банщикова Марина Станиславна

Рассказываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: рассказываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать у детей учебные навыки (умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего).

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; дать знания о происхождении народных сказок; расширять активный словарь детей за счет новых глаголов и прилагательных; закреплять счет в пределах пяти; учить согласовывать существительное «пузырь» с числительными «один», «два» и «пять»; развивать дыхание (вырабатывать длительный направленный выдох); учить детей коллективному пересказу знакомой сказки.

Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей, способность вслушиваться в речь другого человека.

 Оснащение:

-фигурки персонажей сказки — Пузырь, Соломинка, Лапоть (см. вклейку, -                  --декорации: лес, река (см. вклейку);

-игра «Мыльные пузыри»;

-поднос;

-листы с графическим заданием «Узнай по контуру» по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Ребята: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Скажите, какую русскую народную сказку вы слушали на вчера.

Почему сказка называется «народная». (Ее сочинил народ: один человек придумал сказку и рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя и пересказал третьему, третий рассказчик тоже немного изменил сказку и поведал ее другим людям. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получилось, что сказку придумывал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому ее так и назвали — «народная».) Ребята вспомните, какие русские народные сказки вы знают. Дети по очереди называют сказки и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2.        Совместный пересказ. (Предложить детям провести коллективный пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» с использованием мнемотаблицы). При пересказе каждый ребенок говорит по 1-2 предложения. (Жестом даю  детям понять, чья очередь продолжать пересказ.  Последовательно выставляю
декорации и фигурки персонажей, совершая с ними описываемые в сказке
действия.)

Если у кого-либо из детей возникают затруднения, задаю вопрос или начинаю следующую фразу сами.

3.        Д /и «Запомни и повтори». Предлогаю детям вслед за мной еще раз назвать всех
героев сказки. Предупреждаю, что надо внимательно слушать и запоминать поря
док слов. Затем произношу цепочку слов: «Пузырь, Соломинка, Лапоть» и одновременно загибаю пальцы на правой руке. После этого предлагаю детям
хором повторить те же слова, загибая палец на каждое слово.

Д/И «Проверь и исправь». Даю нескольким детям индивидуальные задания, а остальных детей прошу проверять правильность ответов товарищей. Предлагаю детям для повторения цепочку слов, каждый раз меняю последовательность имен героев сказки, например: «Соломинка, Лапоть, Пузырь», «Лапоть, Соломинка, Пузырь», «Лапоть, Пузырь, Соломинка».

Если ребенок, называя имена персонажей сказки, ошибся в их последовательности, повторяю задание, но при этом, произнося слова выставляет на столе в ряд соответствующие фигурки персонажей другой ребёнок. Затем предлагаю ребёнку, глядя на фигурки героев сказки, называть их самостоятельно. Только после этого ребенок отворачивается и еще раз называет по порядку те же слова, одновременно правой рукой загибая пальцы на левой.

Следующее задание будет еще сложнее: предлагаю очередному  ребенку запомнить уже не три, а четыре слова: «Лапоть, Пузырь, Соломинка, река». Желающему получить самое трудное задание можно предложить еще более длинную цепочку слов: «лес, Соломинка, Пузырь, Лапоть, река». Сложные задания обязательно подкрепляются наглядным материалом — выставленными в ряд фигурками и декорациями, чтобы отвечающий ребенок и все остальные дети могли обнаружить возможные ошибки.

4.        Подвижная игра « Мыльные пузыри ». Беру « Мыльные пузыри » и предлагаю детям поучиться их выдувать. Сначала показываю сама, как нужно дуть:
делать один длительный, спокойный выдох, не надувая щек. Потом по очереди
даю каждому ребенку подуть самостоятельно. Наблюдаю вместе с детьми,
какой формы (круглые), какого цвета (прозрачные, разноцветные, переливающиеся) и размера (большие, средние, маленькие) бывают мыльные пузыри, у кого сколько их получилось с одного выдоха (один пузырь, два пузыря, пять пузырей, много пузырей).

Затем предлагаю детям ловить мыльные пузыри: летящие пузыри хлопать ладошками, а по опустившимся на пол топать ногой.

Словесная игра «У кого сколько? «Покажите три пальца и скажите: «Я выдула три мыльных Пузыря. А вы сколько? » Прошу каждого ребенка показать на пальцах и сказать, сколько у него было мыльных пузырей. (Если кто-либо из детей покажет
все пальцы на обеих руках, то ответ может быть или «много пузырей», или «десять пузырей».)

  1. Дидактическая игра «Есть, и нет». Предлагаю детям еще раз вспомнить и назвать всех героев
    сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а также те декорации, которые понадобились при коллективном пересказе. Для этого ребёнок выставляет на столе декорации:
    лес, реку и фигурки персонажей. Показываю на Пузыря и говорю: «Вот Пузырь». Затем убираю фигурку со стола, ложу ее на поднос и говорю: «Нет
    Пузыря».

Предлогаю детям произвести такие же действия с остальными фигурками и декорациями, до тех пор пока на столе ничего не останется. Комментирую: «Нет ничего».

Предлогаю детям вспомнить и назвать все то, что было убрано. Называя имя героя сказки или название декорации, правым указательным пальцем загибаем пальцы на левой руке: «Пузырь, Соломинка, Лапоть, лес, река».

7.        Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

     Графическое задание «Узнай по контуру».


23-2

23-1

        Рис. 6. Незаконченное изображение      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

НОД по теме: "Знакомство со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

НОД по образовательной области "Коммуникация"...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...