Использования художественной литературы в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Круг детского чтения, методика ознакомления с художественной литературой младших дошкольников, приемы использования художественной литературы в словарной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использования художественной литературы в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Круг детского чтения

В младшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят.

Слушая литературное произведение, дети прежде всего усваивают легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» и др.). Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двухчастной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь», – «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то обстоятельство, что девочка хитростью побудила его к этому.

Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешиваться в события (прерывая чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т.п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку из сказки «Теремок» ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.

Есть и ещё одна характерная особенность для младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка…», «Кисонька-Мурысенька…», «Тили-бом!..», «Пальчик, пальчик…», «Кто у нас хороший…» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др.

Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Итак, круг чтения для детей младшего дошкольного возраста составляют главным образом сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.п.

Произведения, рекомендованные для детского чтения в данной возрастной группе, определены рядом критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Методика ознакомления с детской художественной литературой младших дошкольников

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

  • чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

  • чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
  • настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
  • кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

  • оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
  • чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Необходимо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В исследовании Н. П. Ивановой доказана возможность и целесообразность проведения с малышами простых словарных упражнений, основным содержанием которых являются доступные задания на словообразование, подбор синонимов к некоторым существительным, глаголам, прилагательным и показ детям многозначности отдельных слов.

Особое внимание следует обращать на подбор слов для словообразовательных упражнений. В первую очередь отбирают слова, хорошо знакомые детям, употребляемые в уменьшительно-ласкательной форме, отличающиеся длинным словообразовательным рядом, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик. Это названия игрушек, близких людей, имена детей: заяц, зайчик, зайчонок, заинька; мама, мамочка, мамулечка; брат, братик, братишка; Оля, Оленька, Олечка. Упражнения доступны малышам, поскольку при данном способе словообразования лексические значения хорошо известных детям слов практически не изменяются.

Сначала приемы словообразования используют в процессе повседневного общения, занятий. Например, при рассматривании картин из серии «Наша Таня» внимание детей останавливают на имени девочки: «Как зовут девочку? Как вы думаете, как ее зовет мама? Как еще можно ее звать?» (Таня, Танечка, Танюша.) С подгруппами в 3 – 5 человек рассматриваются и сравниваются игрушки: «Кто это?» – «Зайчик». – «Как еще можно сказать, посмотрите, какой он маленький». – «Зайчонок». – «Еще можно сказать зайчишка». В дидактической игре «Чудесный мешочек» используются одни и те же, но контрастные по величине игрушки, что позволяет расширять словообразовательный ряд (зайчиха, зайка, зайчище). Постепенно можно переходить к игровым упражнениям без наглядного материала. Такие упражнения имеют большое воспитательное значение, тем более что, подражая взрослым, дети не всегда называют друг друга ласково.

Раскрытие значений многозначных слов происходит сначала в конкретных ситуациях: дети слушают звуки дождя, тиканье часов; рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами: спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета и др.

Упражнения носят игровой характер и требуют повторения одного и того же лексического материала. Не следует перегружать малышей излишним количеством упражнений. Проводить их можно только тогда, когда у детей накоплен достаточный запас слов и когда они начинают более свободно общаться с воспитателем.

Практика показывает, что специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря. Ребенок начинает проявлять интерес к наименованию предметов, что выражается в возрастании количества вопросов типа «Как это называется?». А усвоение слов положительно влияет на поведение детей, на совершенствование предметной и игровой деятельности. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Приемы использования художественной литературы в словарной работе

Рассмотрим возможность использования художественной литературы по основным направлениям в лексической работе с младшими дошкольниками.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, взрослый становится активным участником процесса формирования словаря младшего дошкольника. В качестве материала для лексической работы можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки).

Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребёнка.

Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Например, в потешках «сорока-ворона», «Пальчик-мальчик».

Фольклорные произведения можно использовать как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми.

Взрослый использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил» Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.

Например:                    Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Лодка по реке плывёт

Папа вёслами … (гребёт).

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы.

В лексической работе по активизации словаря следует использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке.

Работу над синонимами рекомендуется проводить в связи с чтением и рассказыванием детям (Н. Забила. «Ясочкин садик», русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок» и др.) («Ясочка играла со щенком, мишкой и куклой, как она их называла?» – «детками, малышами»; «медведь в сказке идет, бредет, пустился в лес без оглядки»).

Тексты народных сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Для активного использования в речи детей образных слов и выражений используются следующие приёмы:

  • совместного рассказывания сказки;
  • продолжение детьми начатого воспитателем предложения;
  • рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения.

После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» можно спросить: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.) «А какая была его мама?» (Большая, добрая, ласковая.)

С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно. Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.

Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Опора на наглядность помогает решать разные задачи: уточнить, расширить представления детей о событиях, образах, изображенных в тексте, привлечь внимание к эмоциональному состоянию литературного героя, поддержать интерес ребенка к художественному тексту, обеспечить активность, желание поделиться своими впечатлениями.

Если после каждого занятия повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи.

Для результативного использования детской художественной литературы необходимо соблюдать определенные условия:

  1. правильный отбор специального материала по формированию словаря;
  2. соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;
  3. организация соответствующего педагогического процесса для формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста;
  4. полноценное общение ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.

Занятие 1

Тема: Чтение «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака

Программное содержание:

  • познакомить детей с новой авторской сказкой, помочь понять смысл произведения;
  • учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей;
  • активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки.

Предварительная работа: подвижная игра «Кот и мыши», рассматривание иллюстраций, наблюдение за живыми объектами природы.

Материалы и оборудование: фланелеграф, изображения персонажей сказки «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака, игрушки – мышка и мышонок.

Ход занятия:

1. Воспитатель показывает домик: – Это мышиная норка, там живут мышка мать с маленьким мышонком. Мама большая, добрая, мышонок маленький, сидит на кроватке. Вот какая история с ними приключилась. Далее рассказывается «Сказка о глупом мышонке» неторопливо, с показом картинок-фигурок.

2. Вопросы по содержанию:

-Куда делся мышонок?

-Почему с ним приключилась беда?

-Что можно сказать о маме мышке? Какая она? (заботливая, добрая, любит мышонка)

-А мышонок какой? (капризный, непослушный, глупый, вот и достался он кошке в лапы)

3. Динамичная пауза с произношением звуков:

- Как шагает лошадка? (высоко поднимая колено)

- Как шагает утка? (переваливаясь)

- Как ходит кошечка? (мягко ступая на лапки)

4. Воспитатель показывает мышку в норке, мышонок исчез: - Куда пропал мышонок? Мышка-мать зовет громко низким голосом мышонка «Пи-пи-пи». Мышонок отзывается тонким голоском, тихо, чтоб кошка не услышала «Пи-пи-пи»

5. Рассказ о том, что есть еще одна сказка об умном мышонке, которая будет читаться детям вечером, и откуда они узнают, что же случилось с непослушным мышонком.

Занятие 2

Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».
Программное содержание:

  • продолжить знакомство с жанрами русского фольклора, вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц»;
  • обогащать словарный запас детей, учить подбирать синонимы к словам;
  • совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными полными предложениями.

Материалы: магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц», книжка с русской народной сказкой.

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.

-Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? ( народ)

-Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним. ( «Колобок», «Теремок», «Гуси- лебеди», «Курочка ряба», «Маша и медведь» и т.д.)

-Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы познакомимся ещё с одной. Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши выше головы? ( заяц) 

Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса!

А зовут её…(лиса).

-Как называется сказка? ( «Лиса и заяц»)

2. Чтение сказки.

3. Работа по сказке.

-Вам понравилась сказка?

-Чем она вам понравилась?

-Чему нас учит эта сказка? (доброте, дружбе, справедливости)

Подбор синонимов к словам из сказки...

-Как можно сказать по- другому? (лубяная избушка - сделанная из дерева; заревел- зарычал; плакать - рыдать, хныкать, заливаться слезами.) Ласковые слова: заяц - зайчонок, заюшка, зайчишка, зайка, зайчоночек; лиса - лисичка, лисонька.

-На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.

4. Физминутка «Заяц и кочан капусты».

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.

Хруст- хруст, хруст- хруст.

Съел, свалился под куст и уснул.

Проснулся, сладко потянулся.

Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.

5.Беседа по вопросам.

-Как начинается сказка?

-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?

-Что случилось весной?

-Что сделала лиса?

-Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

-Смогли они ему помочь?

-Кто помог зайчику выгнать лису?

-Какую песенку пел петух?

-Чем закончилась сказка?

Итог занятия.

-Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку, расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы, играли в игру).

Занятие 3

Тема: «Наши любимые игрушки»

Программное содержание:

  • развивать умение вслушиваться в речь педагога, договаривать слова и словосочетания;
  • активизировать словарь, уточнять, расширять и обобщать представление детей об игрушках;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка.

 Ход занятия

Стук в дверь, входит Машенька.

Машенька: Здравствуйте. Меня зовут Машенька. Я вам принесла красивую коробку.

Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Спасибо! А где твоя коробка?

Машенька шепчет на ухо воспитателю.

Воспитатель: Что? Ты ее спрятала? А где? Нам нужно ее найти?

Воспитатель с детьми находят коробку.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробка. А здесь написано «Детям, которые любят и берегут свои игрушки. (Подпись) Машенька».

Воспитатель: Спасибо тебе Машенька!

Машенька: Как вы думаете, что в ней?

Дети предлагают свои варианты.

Машенька: Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель: Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Вам нравится эта игрушка?

Воспитатель: Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети: Глаза, уши, лапы…

Воспитатель: А вы знаете стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель: Как вы думаете, если бы нашему Мишке оторвали лапу, он бы улыбался? (нет)

Воспитатель: Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети: Да.

Воспитатель: Покажите как вы обижаетесь.

Дети показывают, как они обижаются.

Воспитатель: Но мы не будем обижать Мишку?

Воспитатель: Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Игра «Мишка по лесу гулял»

Воспитатель: Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Зайка!

Воспитатель: А что есть у зайки?

Дети: Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель: А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель: Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель: Хотите развеселить зайку? Давайте мы превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Воспитатель: Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Воспитатель: А вот еще одна игрушка!

Дети: Самолет.

Воспитатель: Совсем, как настоящий. У него есть (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса.

А вы знаете, кто управляет самолетом? (ответы детей). Самолетом управляет пилот.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Воспитатель: А кто еще спрятался в коробке? (Слон)

Воспитатель: Он совсем не похож на других игрушек-зверят. Посмотрите, какие у него уши. Большие или маленькие? А как называют нос у слона?

Дети: Хобот.

Воспитатель читает стихотворение «Спать пора…» и укладывает игрушки обратно в коробку.

Воспитатель: Наши игрушки немножко устали. Пусть они поспят немного в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили, какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети: Мишка, зайка, самолет, слон.

Воспитатель: Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будете обращаться с игрушками? (ответы детей)

Машенька: Я верю, что вы будете любить игрушки и бережно с ними играть. Я хочу подарить вам свои игрушки.

Занятие 4.

Тема: Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Весна»

Программное содержание:

  • познакомить детей со стихотворением, называть признаки времен года.
  • обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы;
  • при восприятии стихотворения вызвать у детей радостное настроение от приближающейся весны, пробуждения природы.

Ход занятия

Часть I. «Сейчас на дворе весна, не так ли? – начинает занятие педагог. – И мы с вами даже находили приметы весны. Какие? (Ярче светит солнышко, распустились листочки, люди сняли шубы и теплые куртки…)

Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приметах весны написал так…

Воспитатель читает стихотворение «Весна» (в сокр.), уточняет, понравилось ли оно детям. Затем читает его еще раз.

Педагог напоминает малышам стихотворение А. Плещеева «Осень наступила…»

Часть II. «Давайте поиграем, – предлагает педагог. – Я вам назову примету, а вы попробуете догадаться, о весне или осени идет речь.

– Травка зеленеет, солнышко блестит…

– Стало холоднее, высохли цветы…

– Все деревья блистают в разноцветном узоре…

– Стаи птиц улетают прочь за синее море…

– Ласточка примчалась из-за бела моря…

– Птицы поют, гнездышки вьют…

– У каждого болотца квакают лягушки…

– На зеленом лугу много одуванчиков….» И так далее.

Педагог предлагает детям вспомнить приметы осени или весны: «Надо назвать примету и обратиться к сверстникам с вопросом: «Когда это бывает?» Например: «Стали лужи замерзать. Когда это бывает?»

Не исключено, что это задание вызовет затруднение у некоторых малышей, поэтому можно поупражнять их на прогулке.

В заключение целесообразно еще раз прочитать стихотворение «Весна», нацеливая детей на поиски новых примет весны.

Занятие 5.

Тема: Чтение произведения К. Чуковского «Путаница»

Программное содержание:

  • познакомить детей с художественным произведением К. Чуковского «Путаница», дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему;
  • обогащать и активизировать словарь, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы;
  • воспитывать желание слушать художественное произведение, эмоционально реагировать на него.

Ход занятия. 

Воспитатель: Ребята! Я принесла вам большую, красивую книгу. (Достаёт книгу, показывает детям) Посмотрите, ребята! Написал эту книгу Корней Иванович Чуковский. А в книге ещё что-то есть. (Вынимает из книги картинки с изображением животных: кота, птички, поросенка и т. д. Выставляет на фланелеграф.)

Однажды случилась странная история. Звери и птицы поменялись голосами. А что из этого получилось, вы узнаете из чудесной книжки "Путаница". Сейчас я вам прочитаю эту сказку. (Воспитатель читает произведение, даёт возможность поделиться впечатлениями, затем предлагает посмотреть рисунки в книжке "Путаница"и помогает понять их.)

Воспитатель: Ребята! Понравилась вам сказка? Ответы детей.

Воспитатель: Кто запомнил, как она называется? Ответы детей.

Воспитатель: Все звери поменялись голосами, перепутались, поэтому она так называется "Путаница".

Вот какая странная история приключилась со зверятами.

Воспитатель предлагает поиграть. Игра "Кто как кричит? "

Посмотрите какие часы. Вместо цифр животные. А я сейчас буду волшебником. Покручу стрелку и на кого стрелка часов покажет, в того вы и превратитесь. (Крутит стрелку часов)

Тили - трали, тили - трят.

Превращаю вас в котят.

А как котята разговаривают?

Дети: Мяу, мяу!

Воспитатель: А как ходят котята? Покажите, пожалуйста, как котята ходят и разговаривают.

(Воспитатель поворачивает стрелку на другое животное.)

Тили - трали, тили - трят.

Превращаю вас в телят! (цыплят, утят)

Воспитатель: А как разговаривают телята? А какие у них рожки?

Дети показывают рожки и мычат, как телята; пищат, летают и клюют зёрнышки, как цыплята; высоко поднимают колени, как жеребята; ползают и гавкают, как щенята.

Воспитатель:

Тили - трали, тили - трят.

Превращаю вас в ребят!

Итог занятия.

-Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку, рассматривали картинки в книге, отвечали на вопросы, играли в игру-превращение).

Давайте эту книгу оставим в книжном уголке. Мы будем читать новые сказки Корнея Ивановича Чуковского.

Занятие 6.

Тема: Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Программное содержание:

  • познакомить детей с новым произведением, помочь понять содержание, повторить наиболее интересные отрывки из прочитанного, предоставляя возможность договаривать слова и несложные фразы;
  • обогащать словарь детей, путем усвоения противоположных понятий;
  • формировать у детей представление о дружбе.

Ход занятия

Эмоциональный настрой: Улыбка»

В гости к детям приходит кукла - мальчик. Он просит помочь ему узнать, что такое хорошо и что такое плохо,  сам он этого не знает.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение, которое так и называется: «Что такое хорошо и что такое плохо». Его написал Владимир Маяковский.

Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций .

- К кому пришёл крошка - сын?

- Что он спросил у отца?

- Что он ему ответил?

Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения и выясняют с детьми, что такое хорошо, а что такое плохо.

-Ребята, если бы можно было  обозначить хорошие и плохие поступки цветом, то какой цвет подойдет для хороших, добрых дел?

- Желтый!!! (Цвет солнышка)

-А плохие поступки каким цветом можно обозначить?

- Черным!!! Почему???

Воспитатель читает 3-4 отрывка по выбору детей и повторяет последнюю строфу. Спрашивает, как решили поступать дети из младшей группы детского сада. «Будем делать хорошо и не будем – плохо», - отвечают дети словами стихотворения. Мы с вами должны жить дружно, помогать друг другу, не обижать своих друзей.

Воспитатель обращается к кукле - мальчику:

- Теперь ты понял, что такое хорошо и что такое плохо?

Мальчик отвечает, что понял, и предлагает им поиграть.

Кукла - мальчик благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 6.

Тема: Чтение детям: бр. Гримм. «Заяц и еж». Игра-драматизация по сказке

Программное содержание:

  • познакомить детей со сказкой, помочь понять ее содержание;
  • учить отвечать на вопросы воспитателя и участвовать в драматизации эпизодов из сказки;
  • активизировать в речи слова и словосочетания: беги, наклонился, как поживаете.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям картинки – ежа и зайца. Дети называют животных, говорят, что они живут в лесу, это – дикие животные.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть ежа и сказать, есть ли  у него ноги и сколько их. «А у зайца какие ноги?» - спрашивает воспитатель («Длинные, задние ноги длиннее передних, поэтому заяц передвигается прыжками, прыгает очень быстро»). «Как вы думаете, кто быстрее бегает: заяц или еж?» - продолжает разговор педагог. Выслушивает ответы детей, не обобщая их.

Воспитатель читает сказку. Дает возможность обменяться впечатлениями. Уточняет: «Кто же кого победил в этой сказке и как это случилось?»

Педагог приглашает к своему столу троих детей, дает им двух игрушечных ежей и зайца. Дети расставляют на противоположных концах стола ежей. Рядом с одним из ежей помещают зайца.

«Раз, два, три, беги!» - командуют дети-зрители. Заяц бежит, а еж возвращается.

-Я уже здесь! – сообщает зайцу второй еж.

-Не может быть! – сомневается заяц. – Бежим теперь обратно.

- Раз, два, три, беги! И т.д.

- Ребята, какие слова Зайца особенно обидели Ежа? (ответы детей : маленькие, кривые ножки)

- Какой Заяц в этой сказке? (грубый, глупый, задавака)

- Какой Ежик в этой сказке? (вежливый, добрый, умный)

- Как же Заяц был наказал за свое зазнайство? (Еле-еле ноги с поле унес)

- Какую я вам рассказала сказку? (Заяц и Еж)

- Жалко вам зайца из сказки братьев Гримм «Заяц и еж»?

Педагог обобщает ответы детей: «И мне чуть-чуть его жалко. Только ведь он сам виноват. Грубость никогда никого лучше не делает. Советую и вам об этом помнить».

Занятие 8.

Тема: Путешествие в страну сказок

Программное содержание:

  • помочь детям вспомнить знакомые стихи, сказки используя загадки, элементы игр – драматизации;
  • активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • эмоционально и активно участвовать в рассказывании отрывков из сказок; припоминать действующих героев;
  • закреплять умение интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текстов, выделять и называть характерные признаки персонажей.

Ход занятия:

Педагог предлагает отправиться в сказочную страну.

1 станция – поэтическая.

Педагог читает стихи А. Барто «Мишка», «Зайка». Показывает игрушки и задает вопросы по тексту.

-Что можно сказать о медвежонке, какой он? (серый, косолапый).

-Что случилось с зайкой? Почему он намок? Потрогайте и скажите, какой зайка? (пушистый, мягкий…).

2 станция – загадочная.

Загадывание загадок о сказочных героях.

Кто – то, за кого-то,

Ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но еще помощники,

Скоро прибегут,

Победит упрямицу.

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Это…репка.

Педагог выкладывает на фланелеграфе персонажи сказки.

-Репка, какая она? (круглая, желтая). Мышка, какая она? (маленькая, серенькая…).

-А как мышка пищит? Мышка напищала на ушко, что она одна вытащила репку? Правда это или нет? Ответы детей.

-А кто помощники? Дети перечисляют.

-Кто был первым героем?

Дети выкладывают на фланелеграфе всех героев сказки.

3 станция – театральная.

Педагог загадывает загадку.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисица на зубок

Все ж попался…Колобок.

Играет русская народная мелодия, выкатывается «Колобок». 

-Какой колобок? (румяный, круглый).

-С кем повстречался колобок на своем пути?

Дети отвечают, называют всех героев, и показывают их движения.

Педагог «превращает» детей в сказочных героев и разыгрывается отрывок сказки «Встреча колобка с зайцем».

Загадывание загадки и инсценировка отрывка из сказки «Маша и Медведь».

Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, загадку отгадали?

Теперь скорей ответьте

Названье этой сказки?

Дети отгадывают.

Игра «Превращения».

Итог занятия: Скажите с героями, каких сказок мы повстречались?! Ответы детей.

Занятие 9

Тема: Все профессии нужны, все профессии важны.

Программное содержание:

  •  познакомить детей с новым произведением, помочь понять содержание, повторить наиболее интересные отрывки из прочитанного, предоставляя возможность договаривать слова и несложные фразы;
  • обогащать словарь детей названиями профессий;
  • формировать у детей уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями (картинки), чтение стихов, можно организовать экскурсии на пищеблок, медицинский кабинет, беседа по теме.

Ход занятия.

Воспитатель  – Ребята, сейчас вы все ходите в детский сад, а когда вырастите, будете работать (кто-то врачом, кто-то учителем) также как сейчас работают ваши родители. Вы знаете, кем они работают?

- Ваня, кем работает твоя мама? (ответ)

- А что она делает на работе? (ответ)

- Анюта, кем работает твоя мама? (ответ)

- А  что делает на работе твоя мама? (ответ)

- Молодцы, ребята. Очень интересные нужные профессии у ваших родителей.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Концовку «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» дети произносят хором.

Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций.

Игра «Кому, что нужно для работы?»

Педагог достает из «волшебного» мешочка инструменты для людей разных профессий. Дети их называют и угадывают профессию, которой они принадлежат.

Врачу нужен… (градусник) чтобы измерять температуру.

Повару нужна (кастрюля) чтобы готовить пищу.

Милиционеру нужен … (жезл) чтобы останавливать нарушителя.

Строителю нужен … (шпатель) чтобы строить дом.

Пожарному нужен … (шланг) чтобы тушить огонь.

Инсценировка отрывка стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»  

Быть шофером хорошо    (бегают по кругу, «рулят»)
А летчиком лучше.          (бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,    (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер:          (круговые движения правой рукой)
«В небеса мотор вези,     (бегают по кругу, руки в стороны).
Чтобы птицы пели».

Итог занятия.  

- Что понравилось? – Я очень рада, что вы так хорошо стали разбираться в нужных профессиях, и каждый уже кем-то хочет стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Проект: «Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: повысить уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехникиЗадачи:определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дош...

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

Использование художественной литературы в гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается возможность использования художественной литературы как одного из способов гендерного воспитания старших дошкольников....

НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию детей младшего дошкольного возраста "Про Кошку".

НОД с использованием ИКТ и нетрадиционных форм рисования во второй младшей группе....

"Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через использование в проектной деятельности"

Опыт работы на тему: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через использование в проектной деятельности малых форм фольклора"...

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...