Воспитание детей средствами художественной литературы
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Дворникова Галина Леонидовна

Консультация для педагогов и родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_hud_lit-ra_1.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

Для педагогов и родителей

Подготовил:

Воспитатель

Дворникова Галина Леонидовна

г. Воронеж, 2014

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности, не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы, работники дошкольных учреждений. Педагоги знакомят детей с разнообразными жанрами литературных произведений.

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка. Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например, если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» А.Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» - Толстого; «Косточка»; «Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть положительные результаты.

 На примерах героев из художественной литературы воспитываем в ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди окружающих.

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.

Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной литературы, поэзии.

В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много стихов, песен умеют рассказывать.

Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях любви к животным, устному народному творчеству.

Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки», «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А.С. Макаренко говорил: «Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Средствами художественной литературы воспитываем и любовь к природе. Величие и неповторимая красота природы привлекают внимание человека с самого раннего возраста. Звучные песни птиц в лесу, пестрые и нежные цветы в поле, журчание горного ручья, красота осеннего леса, пушистые белые снежинки, ласковый шум волны – все это живо интересует детей, пробуждает в них чувство прекрасного.

Разнообразные явления природы: гром, молния, шторм, снегопад, перелет птиц, мороз, град и так далее, оказывают сильное воздействие на впечатлительное сердце ребенка, развивают любознательность. А художественная литература помогает ребенку разобраться, лучше понять те или иные явления природы, развивает эстетическое отношение к природе, логическое мышление, прививает любовь к труду в природе, приучает заботиться о живом.

Осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Рассматривая картины, где написан лес, беседуя о лесе, можно прочитать детям замечательный стих И. А. Бунина «Листопад».

Лес – точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца…

Беседуя, наблюдая красоту осеннего леса, мы замечаем и его богатство: какие плоды на кустарниках, деревьях; сравниваем их (крылатки, бобы, желуди, каштаны и так далее).

С колокольчиком на голове, будто в путь готовый Он скрывается в листве дуба золотого. В этот гладкий коробок бронзового цвета Спрятан маленький дубок будущего лета. (С. Я. Маршак «Песня о желуде»).

Рассказывая о могучей силе дуба, можно использовать стихотворение И. Токмаковой «Дуб» («Дуб дождя и ветра вовсе не боится…»).

Зная, что осенью в лесу собирают грибы, можно разучить загадки, чтоб дети лучше запомнили название грибов и их отличительные особенности внешнего вида.

Осенью необходимо отметить такое явление как листопад. Листопад, листопад Листья желтые летят… (А. Тесленко «Листопад»).

Внимательно наблюдая за переменчивым осенним небом, вспоминаются стихи А. С. Пушкина: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…»

В один из дождливых дней можно устроить вечер загадок. Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать. Можно предложить ребенку самому придумать загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Дождь поливает, когда это бывает?

Прогуливаясь по набережной или по пляжу, следует обратить внимание на силу ветра, размер волн: «Осенью дуют ветра, на море поднимается волна».

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаю туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе.

(А. С. Пушкин.)

В дождливые, сырые дни следует с детьми побеседовать о животных, о том, как они готовятся к зиме. В этом помогут произведения Г. А. Скребицкого «Дятел», «Первый снег», «Что за зверь».

О самых последних цветах осени поможет узнать книга Ю. Д. Дмитриева «Хоровод цветов».

Все в природе как – будто замерло. Осень распрощалась, а зима еще в гости не пришла. И вот однажды утром мы видим… Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром Самый первый, самый белый… (Т. Асеева.)

Пришла зима и она вносит новые краски в жизнь детей, новые знания. Еще интереснее становится жизнь ребят. Дети катаются на санках, играют в снежки, любуются красотой зимней природы. Получают знания о свойствах льда, снега, когда лепят из него фигурки, не только экспериментальным путем, но и из рассказа Т. Калининой «Снежный ком». А с тем, что снег тает в тепле, что он скользкий, а если посыпать его песком, то становится шершавым из рассказа Н. Носова «На горке».

Иногда удается наблюдать зимой вьюгу, пургу.

Зашумела, разгулялась в поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету… (И. С. Никитин «Песня»)

Послушать зимнюю тишину, почувствовать прохладу морозного чистого воздуха можно из рассказа Г. А. Скребицкого «Идет волшебница зима», а из произведения «Снежинка» узнаем о пользе снега.

Рассматривая морозные кружевные узоры, загадываем загадку: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», прочитать отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Мороз – воевода дозором обходит владенья свои,

Глядит, хорошо ли метели дороги свои замели

И нет ли где трещины, щели

И нет ли голой земли…

Во время мороза долго не устоишь на месте, поэтому гуляя в морозный день, можно вспомнить пословицы: «Мороз невелик, да, стоять, не велит», «Мороз разбирает да расшевеливает». Сказка М. Л. Михайлова «Два Мороза» поможет понять, что лучшее лекарство от холода – труд, движение.

Тяжело зимой зверям и птицам. Прочитав рассказ М. М. Пришвина «Ночевки зайца», мы поможем детям узнать, как нужно заботиться о животных.

А как переносят насекомые зиму, поможет узнать рассказ Г. А. Скребицкого «На лесной полянке».

Но вот уже и весна на пороге, солнце поднимается все выше. Наблюдая это, можно прочитать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Стихи о весне. Март.»

Облака бегут быстрее

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

Или отрывок стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист».

…Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака!...

Сказка К. Д. Ушинского «Весна идет» поможет детям понять переход от одного времени года к другому (от зимы к весне).

Все рады весне – появляются первоцветы: мать-и-мачеха, крокусы, пролески, анемоны и другие. Чтение стихов о весенних цветах, дает почувствовать радость от наступления весны.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной. (Е. Серов «Подснежник»).

Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки, На пригорочке растут, Прям из снега-и цветут! (Л. Акиншина).

Чтение произведения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», воспитывает у детей желание оберегать слабых животных, помогать им.

Весной, прежде чем в сажать цветы, кустарники, деревья, высевать зерна пшеницы, овса, прочитайте стихотворение Е. Благининой «Яблонька», рассказ Н. Кон «Как хлеб растет».

Так как весна время посева цветов, овощей, фруктовых деревьев, то уместно будет вспомнить пословицы: «Вовремя посеешь, вовремя и хлеб соберешь», «Весенний день-целый год кормит».

Видя, как люди облагораживают, озеленяют свой двор, улицу, город, дети будут трудиться с желанием, чтобы быть похожими на них. Дети будут брать пример со взрослых, не только наблюдая за их трудом, но и знакомясь с такими произведениями, как стихотворение П. Н. Воронько «Зеленый город».

Мы посадим березы и клены.

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами.

Станут площади наши садами…

Весной все оживает вокруг. Дети становятся в облегченной одежде более подвижны. Бегают, прыгают на скакалках как в произведении А. Барто «Веревочка».

Знакомству с жизнью животных посвящены рассказы К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Курица с утятами», «Лиса Патрикеевна», «Коровка», «Лошадка».

Дожидаясь приближающегося лета, можно загадать загадки о лете.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Солнце печет сильно, жарко. В садах, огородах, на полях зреют овощи, фрукты, ягоды. Люди ждут летних теплых дождей для поливки будущего урожая. Обо всем этом написано много произведений и одно из них стихотворение Е. Ф. Трутневой «Дождик».

Дождик, дождик, пуще по лугам цветущим. Дождик, дождик, лей весь день На овес и на ячмень. Пусть зеленная пшеница Поскорее колосится…

Летом гремит гром. Наблюдая за этим явлением, можно детям сказать, что люди не боятся грозы, но укрываются. Использовать в речи поговорку: «Как гром не гремит, а все замолчит».

Летом гуляя в парках, в лесу, скверах, на площадках, мы рассматриваем растения, любуемся разнообразными кронами деревьев, чувствуем аромат цветов. И книга А. Яковлева «Солнцецвет», расскажет все о деревьях, об их красоте, пользе, особенностях.

Стихи, загадки, рассказы помогут детям узнать новое о съедобных и ядовитых грибах.

Рядышком с иголками

Рыжики под елками.

Вот и гриб боровик

И красив он и велик

В толстой шапке набекрень

Ножка толстая как пень.

Грибочек, грибок,

Масленый бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной –

Нам не надо ни одной…

(Е. Ф. Трутнева «Грибочек»)

Лето – это кладовая знаний! Как разнообразен мир растений: одни удивительно просты в своей красоте, другие великолепны, третьи лекарственные. Обо всем этом можно узнать из книг Ю. Д Дмитриева «Хоровод лепестков», М. М. Пришвина «Золотой луг».

Стихотворение Н.А. Некрасова «Кукушка» приглашает прогуляться в лес, парк и послушать пение птиц.

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день,

А проказница кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ку-ку!ку-ку!

 

Над лугами звон, порхание бабочек, мотыльков, все насекомые заняты трудом. Занимательно, по-доброму пишет о жизни насекомых и птиц Н. Сладков в рассказах: «Знай наших», «Лесной голосок».

Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть. И как бы подводя итог беседы о красоте, величии, значимости природы для человека, привитии любви и бережного отношения к ней, хочется сказать словами Б. Светлинова «Все прекрасно».

Как весна прекрасна первою травою! Как прекрасна осень желтою листвой! Как прекрасно лето сладостью плодов! Как зима прекрасна белизной снегов! Как у нас прекрасны года времена! Все у нас прекрасно, и сама страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.         Влияние художественной литературы на нравственное во...

Воспитание детей средствами художественной литературы

Консультация для педагогов и родителей....

Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу....

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

laquo;Нравственно - патриотическое  воспитание детей  средствамихудожественной литературы»...

План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»...