Дикие животные
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Багдасарова Елена Николаевна

Занятие по лексико грамматическим компонентам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_konkrs.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 16 «ЛАСТОЧКА»

   

Конспект логопедического занятия

участника отборочного этапа профессионального конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - 2016»

«Дикие животные ».

Учитель – логопед

Багдасарова Елена Николаевна

                                              2015-2016 учебный год

                                       

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе

Интеграция образовательных областей:

Познание:

- формировать знания о фруктах и овощах и о том, где они растут и как их убирают;

- развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух;

Коммуникация:

- формировать активный словарь детей существительными, глаголами, прилагательными;

- формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными в женском и среднем роде

- совершенствовать  навыки словообразования относительных прилагательных (сок из апельсина – апельсиновый сок);

Физическая культура:

- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;

- формировать умение детей координировать речь с движением;

Здоровье:

- развивать речевое дыхание

        Программное содержание:

1. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках. Уточнение,расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

2. Дифференциация классификаций «Домашние животные» и «Дикие животные».

3. Совершенствование грамматического строя речи. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

5. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи. Узнавание и различение неречевых звуков.

6. Совершенствование понимания и употребления простых и сложных предлогов.

7. Развитие навыка ориентировки на плоскости.

8. Развитие связной речи, речевого дыхания.

9. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности.

Оборудование:

1. Интерактивная доска, ноутбук.

2. Анимация или видео  с пчелкой либо презентация в формате .

3. Предметные картинки (силуэты) с изображением домашних и диких животных.

4. Мяч.

5. Массажные мячики по числу детей.

6. Аудиозапись звуков леса.

7. Магнитная доска, маркеры.

Методические приемы:

1. Словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,

оценка детской речи, вопрос.

2. Наглядные приемы: показ наглядного материала, показ положения органов артикуляции.

3. Игровые приемы: дидактические упражнения и игры.

4. Практические приемы: планирование выполнения задания, постановка задания,

оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов,

определение причин недостатков.

Ход занятия.

Введение в игровую ситуацию.

Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна.   Я очень рада вас видеть! Давайте с вами встанем в круг, поприветствуем друг друга  , возьмемся за руки и подарим друг другу тепло наших сердец, улыбку и хорошее настроение (называем имя и протягиваем руку вперед, накладываем ладошки друг на друга). А сейчас предлагаю поздороваться с природой(звучит инструментальная  музыка ).  

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

 здравствуй вольный ветерок.

Здравствуй  маленький дубок.

Здравствуй быстрая река,

Здравствуй радуга – дуга,

Здравствуй ты,

Здравствуй я

Здравствуйте мои друзья (имитация движений)

Вы ничего не замечаете? Давайте   прислушаемся!

Звуки  осеннего леса на экране

Посмотрите, что это за следы? Куда же они ведут? Чтобы узнать нужно идти по дорожке и наматывать ниточку на клубочек.

Что это? (части изображения) и письмо  . Читаем письмо : «Ребята,вы помните,недавно был сильный ветер , все животные испугались, разбежались и заблудились, помогите им попасть домой в лес.»

Логопед. Друзья, давайте внимательно посмотрим, все ли животные живут в деревенском дворе?

Оставьте на мольберте только тех животных, которые живут в лесу. Как можно про них сказать?

Дети. Дикие животные.

Дети убирают лишние картинки. Делают вывод о том, что животные перепутались.

Логопед. А чем отличаются дикие животные от домашних животных?

Дети (предполагаемый ответ). Человек не ухаживает за дикими животными, они сами добывают себе пищу.

Логопед.

 Отгадайте загадки: (если ребенок отгадывает- на экране появляется изображение животного).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живѐт, в деревне кур крадѐт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живѐт, орешки грызѐт. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берѐз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Логопед. Заблудились дикие животные, поэтому какое настроение у них было?

Дети. Грустное, печальное, плаксивое.

Логопед. Как можно им еще помочь?

Звучат разные предположения детей. Логопед подводит их к тому, что можно поиграть в игру

«Назови ласково».

Игра «Назови ласково». Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Логопед предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть зверя, а вы будете ловить мяч и возвращать

его мне. Бросая мяч, вы должны назвать зверя ласково. Например: Ёж – ѐжик.

Логопед: Лиса

1-й ребенок. Лисичка, лисонька.

Аналогично проводится игра с каждым из детей.

Вижу, справились и с этим заданием, молодцы. Дети, давайте отвезем друзей пчелки в лес, ведь самим им не найти дорогу?

Дети берут себе по одной плоскостной картинке с изображениями диких животных и прикрепляют ее себе на грудь

 - Ребята, какие вы молодцы, смогли разобраться, что же случилось с нашими лесными жителями, теперь и у них хорошее настроение. Вы правильно догадались о том, что их нужно отвезти домой в лес.

Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован лес. Звучат звуки леса.

Логопед. Вот и лес волшебный, послушайте как здесь хорошо. Что вы слышите, какие звуки?(Аудиозапись звуков леса.)

Дети. Птички поют. Ветер шумит. Дождик капает. Дятел стучит.

Логопед. Давайте наших животных поместим в лес. Но, как же нам это сделать?

Дети пробуют картинки поместить на доске, но они не держатся, падают. Логопед провоцирует их на решение задачи, выслушиваются все детские предположения. Если не предложено нужное, то логопед подталкивает к мысли о рисовании животных на доске.

Логопед. Да, вы правы, можно их нарисовать, а чтобы было легко, каждый из вас использует фигурки как трафареты. Где ты нарисуешь ежа, Вика?

1-й ребенок. Я нарисую ежа под деревом?

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение ежа.

Логопед. Какой еж получился у Вики?

Дети. Колючий, маленький.

Логопед. Где ты нарисуешь белку, Кирилл?

2-й ребенок. Я нарисую белку на елке.

Ребенок прикладывает к доске и обводит изображение белки, раскрашивает ей хвост, рисует глаза

и кисточки на ушах.

Логопед. Какую нам белку нарисовал Кирилл?

Дети. Пушистую, маленькую, проворную.

Логопед. Теперь Даша нарисует зайца между елок.

Логопед. Какого зайца нарисовала Даша?

Дети. Белого, косого, смешного.

Логопед. Теперь Данил нарисует нам волка около березы.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение волка.

Логопед. Где стоит волк?

Дети. Волк стоит около березы.

Логопед. Какой волк получился у Данила?

Дети. Серый, страшный, зубастый.

Логопед. А теперь, Семен нарисует лису за кустами.

Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение лисы.

Логопед. Где прячется лиса?

Дети. Лиса прячется за кустами.

Логопед. Какая она?

Дети. Рыжая, хитрая, ловкая.

Логопед. У вас получилась красивая картина.

На ИД появляется ѐж.

Ёж.  - Ой, дети, поиграйте со мной. Возьмите моих ежат в ладошки и поиграйте с ними,они будут так рады.

 Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает взять по одному массажному мячу, сделать пальчиковую гимнастику.

Колючий еж

Гладь мои ладошки , еж! (Катаем мячик между ладошками, гладим его,

Ты колючий, ну и что ж? дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Я хочу тебя погладить! Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"

Я хочу с тобой поладить! на "ножки", делать массаж тела).

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Ежик - Ребята, какие вы добрые, отзывчивые, вежливые. Всем помогаете, со всеми дружите. Наши лесные друзья передали вам лукошко грибочков. Угощайтесь. Ну, а я буду радовать вас своей теплотой и щедростью.

Логопед угощает детей печеньем. И предлагает отправиться в группу.

Список литературы:

1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе

детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

2. Хочу всѐ знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. — М.: Туманит, изд. центр

ВЛАДОС, 2003. — Ч. II: Мир человека. — 164 с : ил. — (Коррекционная педагогика).

3. Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии. Крупенчук О.

4. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О.И.

5. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Агранович З.Е.

6. Практикум по детской логопедии. Селиверстов В. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...