"Играем - речь развиваем"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Людмила Дмитриевна Панова

Статья по развитию речи написана для первой младшей группы.  Материал будет интересен как педагогам, так и ролодителям. В статье есть теоритическая часть и  практическая часть. В практическорй части разнообразный игровой материал, описан доступным языком и не составить труда его попрактиковать 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем – речь развиваем».

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Но как мы знаем, что ведущим видом деятельности для детей является игра, и развитие речи тоже проводим через игру и игровые упражнения, которые легки для понимания детей и интересны им.

Игра с родителями «Мышка-чистюля»:

Мышка мылом мыла лапку. Одной рукой мыть другую.

Каждый пальчик по порядку.
Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.
Вот намылила Большой, всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большой палец.  
Сполоснув его водой,
Не забыла и Указку
Аналогичные движения с указательными
Смыв с него и грязь, и краску. пальцами.
Средний мылила усердно, Аналогичные движения со средними
Самый грязный был, наверно. пальцами.
Безымянный терла пастой, Аналогичные движения с безымянными
Кожа сразу стала красной. пальцами.
А мизинчик быстро мыла: Быстрыми движениями «намыливать»
Очень он боялся мыла. мизинцы.

Дыхание – это жизнь, но мы часто не задумываемся о том, как мы дышим. Однако, это очень важно, особенно для наших детей. Некоторые дети неправильно произносят звуки (свистящие, шипящие, вибранты) лишь только потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для произношения данных звуков. Как помочь малышам с подобной проблемой?

Попробуйте выполнить со своим ребенком некоторые полезные и очень интересные упражнения на развитие дыхания. Следить за тем, чтобы дети не надували щеки.

• «Заморозим подбородок»: втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку.

. Бабочка – сдувать бабочку на ниточке с цветка (можно подуть на ватку «Забей гол в ворота», полоски бумаги) .
• Подводная лодка – пускать через соломинку воздух в стакане воды.
• Произнести на одном выдохе одинаковые слоги: фа-фа-фа, фо-фо-фо, ха-ха-ха, хи-хи-хи.
• Произнести на одном выдохе слоги с разными гласными: ха-хо-хы,

Фа-фо-фу-фы, хо-хы-ха, фо-фы-фу-фа.

• Свеча – купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Выполняя это упражнение, помните о правилах техники безопасности и ни в коем случае не оставляйте малыша без присмотра

Артикуляционная гимнастика

Правильная артикуляция – неотъемлемое условие успешного общения малыша со сверстниками и взрослого. Поэтому очень важно уделять большое внимание ее формированию и – в случае необходимости – корректировке.
1
. «Окошко»
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно
"
2. "Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3.
 "Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)…

Существует огромное количество игр, способствующее развитию речи детей, формированию словарного запаса. В эти игры можно играть по дороге домой, когда вы куда-либо идете, в автомобиле, дома в непринужденной обстановке. Словом, они не требуют специальной подготовки, так называемые  Словесные игры. Например:

1. «Скажи наоборот»

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.

- сахар сладкий, а перец… (горький) ;
- дорога широкая, а тропинка … (узкая) ;
- ручей мелкий, а река … (глубокая) ;
- деревья в лесу высокие и … (низкие) ;
- морковь можно есть сырую и … (вареную) .

2 «Какое что бывает?»

Взрослый предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:

- зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, нитки, краска) ;
- широким (река, дорога, лента, улица) ;
- маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, мальчик, хомячок) ;
- вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт) ;
- пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса) ;
- холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженое, сосулька) ;
- высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура) ;
- круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, солнце, помидор) .

3. «Назови ласково»

Взрослый: бабушка.
Ребенок: бабулечка, бабуля, бабуленька.
Взрослый: мама.
Ребенок: мамочка, мамуля, матушка.
Взрослый: лиса.
Ребенок: лисичка, лисонька.
Взрослый: дочь.
Ребенок: дочка, доченька, дочурка.

4. «Задумай слово»

Ребенок или взрослый по очереди задумывают слово, которое все знают, но не называют его, а только объясняют, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это слово, например:

- он пушистый, лакает молоко, мурлычет (котенок) ;

- он кукарекает (петух) ;
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка) ;
она оранжевая, длинная, вкусная (морковка) ;
- оно белое, плывет по небу (облако).

• О чем еще так говорят?

Взрослый произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие, с учетом его многозначности.

Идет (дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус) ;
Играет (девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце) ;
Горький (- ое, - ие) (лекарство, перец, лук, огурец, горе, слезы) ;
Острый (нож, перец, суп, ум) .

• Подбери словечко

Взрослый предлагает ребенку ситуацию, а он должен подобрать подходящие по смыслу слова.
Зайчик какой? (серый, пушистый, маленький…) и т.д.

Успехов в начинании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"

Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...