Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Гребнева Татьяна Владимировна

Статья "Воспитание любви к родному языку  как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника" расскажет о методах и приемах воспитания уважени, любви, интереса современного дошкольника к родному русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grebnevoy_t.v.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Воспитание любви к родному языку                                                                                               как одна из сторон патриотического воспитания                                                             современного дошкольника

Т.В. Гребнева

Люди перестают мыслить, когда перестают читать, перестают любить свою Родину, а значит и самих себя, когда перестают любить свой родной язык. На наших глазах меняется тип мышления людей: глубинное, неторопливое мышление людей, которое в нас веками сформировала книжная культура, угасает. Мало того, мы сегодня видим какое-то странное, пренебрежительное отношение к русскому языку. Вот учить иностранные языки модно и престижно, а свой родной – да Бог с ним, ну как-то типа понимаем друг друга. Может быть, и не стоит об этом думать? Но ведь это неправильно. Мы еще не знаем всех последствий этого процесса. И об этом нужно говорить и звонить во все колокола. В настоящее время идет явное падение интереса к русскому языку.  По мнению психологов, существуют несколько общих причин угасания  любви к русскому языку и литературе.  Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил  насколько важно с раннего детства приучать ребенка к родному языку, как важно, чтобы малыш первые года жизни слышал родную речь. В его трудах мы также можем проследить мысль о том, что  раннее обучение иностранному языку не приносит пользы, особенно в том случае, когда у ребенка еще не сформировалась правильная родная речь. В наше время мы часто наблюдаем ситуацию, когда дети не успевают освоить свой родной язык, у них явные нарушения произношения, а родители уже торопятся ввести их в другую культуру, начинают  раннее обучение иностранному языку. Очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет. И это есть первая причина падения интереса к родной речи.  Другая причина угасания  любви к русскому языку в том, что идет глобализация, в русский язык приходит очень много иностранных слов, мы упрощаем язык, и он уже не такой самодостаточный, не такой яркий, не такой колоритный, какой он был раньше. Очень много слов устаревает, становятся неактуальными, поэтому русский язык видоизменяется. Так же надо сказать, что сегодня дети в начальной школе сталкиваются с трудностями в обучении родной речи и эти трудности, к великому сожалению, навязаны нам сверху. Когда мы, люди старшего поколения, учились русскому языку, у нас был очень понятный букварь, понятные учебники, где было правило, был образец, и мы это правило применяли к заданию, мы учили эти правила. Сейчас часть образовательных программ, так называемых развивающих, не дают в готовом виде детям образец, правила. Дети должны сами сделать вывод, ходить какими-то трудными витиеватыми путями и, таким образом, изучение родного языка становится еще сложнее. Но это ждет наших воспитанников в недалеком будущем, а что сейчас делаем мы, педагоги дошкольники, для того, чтобы привить детям любовь к родному русскому языку?                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Для  дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и                                          податливость педагогическому влиянию, сила и глубина впечатлений. Неоспорим тот факт, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения каким-либо языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности. Взаимодействуя с дошкольниками, педагоги  развивают все компоненты устной речи детей, создавая условия для развития свободного общения ребенка с взрослыми и детьми, помогая овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, помогая на практике овладеть нормами речи.   Однако не секрет, что на современном этапе большая часть педагогической работы нацелена на  интеллектуальное развитие дошкольников, а  духовно-нравственному  развитию отводится более скромная роль. Бережное отношение дошкольников к родному слову воспитывается в первую очередь на занятиях по развитию речи, на которых  перед педагогами должна стоять задача показать воспитанникам всю красоту, многообразие и богатство нашего языка. Но в наше время в дошкольном образовании  мультимедийные формы представления и восприятия информации,    вытесняют речевые занятия, традиционное чтение, которое еще вчера, каких-нибудь десять лет тому назад было главной интеллектуальной технологией. Хотя порой там, где надо вслушаться в слово, понять его, прочувствовать, модные сейчас презентации подчас могут даже помешать.  С раннего детства  ребенок окружен множеством привлекательных вещей, которые освоить ему куда легче, чем слушание произведения или самостоятельное чтение. Это интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в представлении ребенка предметы и процессы закономерным образом вытесняют из обихода книгу именно в том возрасте, когда человек должен постепенно «врастать» в книжную культуру, учиться не только воспринимать текст, но и «читать между строк», чувствовать красоту родного языка, понимать душу писателя через сказанное им слово и понимать через прочитанное собственную душу. В итоге – навсегда утраченные возможности. А книга, не прочитанная вовремя, вряд ли будет прочитана позже. Привить любовь к родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования чтение художественной литературы обязательно в детских садах, предусмотрено программой воспитания и образования детей,   но  положа руку на сердце, можем честно сказать, что в режиме дня на это остается  очень мало времени. Чтения как такового сегодня стало не просто меньше – оно просто стало другим, некнижным. Зачастую, книга используются педагогом не как источник красоты русского слова, а как один из дополнительных путей  получения детьми познавательной информации об окружающем мире.  Опытные педагоги знают, что занятия по родному языку являются одними из самых трудных для дошкольников, так как они требуют от детей  силы воли, усидчивости, внимания. Очень популярны среди педагогов стали разнообразные рабочие тетради по всем разделам программы, в том числе и по развитию речи дошкольников. Но проблема в том, что эти тетради рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком, а не на фронтальную или подгрупповую. И как результат, ребенок вместо того, чтобы проговорить задуманную автором фразу, просто соединяет карандашом нужные картинки и задача развития речи дошкольника остается невыполненной. Значит перед воспитателем  по-прежнему стоит задача в подборе таких методов и приемов, в ходе которых знакомство детей  с красотой звучащего слова стало бы  для малыша привлекательным и нетрудным. Как же научить ребенка видеть красоту нашего языка? Можно любить читать и пропускать все красивые выражения, которыми мы восхищаемся. С первых лет жизни, когда ребенок еще не совсем хорошо говорит, а иногда и не говорит, очень хорошо включать детям аудиокниги, включать им красивую музыку, и сейчас существует огромный выбор сказок, рассказов, прочитанных известными актерами с выражением, с интересом. Это, наверное, один из путей к тому, чтобы ребенок с первых лет жизни услышал красоту родной речи, ведь, как правило, эти сказки не только начитываются голосом, там есть еще параллельно  шум ветра, шум воды, и вот это многообразие родной речи входит в него. Еще К.Д.Ушинский говорил о том, как важно детям с раннего возраста слышать фольклорные народные жанры, потешки, загадки, мамины колыбельные песенки, читать русские народные сказки, чтобы ребенок слышал народную речь, красивые обороты. Значительную помощь в решении данного вопроса могут оказать  районные детские библиотеки, работники которых в занимательной форме  профессионально помогли бы воспитателям донести до детей красоту литературных  текстов, неповторимость и богатство русского языка. На базе библиотек возможно создание краеведческих музеев, где дети дошкольного возраста смогли бы познакомиться с такими истинно русскими понятиями как честь, справедливость, милосердие, совесть и совестливость, нравственность и духовность, душевность, добропорядочность, раскаяние, искупление, благотворительность и благородство.

По мнению К.Г.Паустовского, привить любовь к русской речи может только  педагог, сам испытывающий истинную любовь к своей стране, которая немыслима без любви к своему языку. Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось доверительное отношение. Следовательно, в решении данной проблемы, очень  многое зависит от личности педагога, работающего с дошкольниками, от его гражданской позиции, речи, которая в идеале должна стать образцом чистой, правильной и грамотной речи, образцом для подрастающего  поколения, так как большую часть времени ребенок проводит рядом с воспитателем.

Любовь к родному языку воспитывается исподволь, постепенно – с рождения и до последних дней жизни, а не только на специально обозначенных мероприятиях в детском саду. В процессе формирования и сбережения русского литературного языка участвуют все взрослые из окружения ребенка, следовательно, педагогам, просто необходимо  сделать своими союзниками родителей воспитанников. Если ребенок родился в русской семье, он уже находится в этой среде, и очень важно чтобы его окружала среда, окружали люди, которые говорят на правильном русском языке. Ребенок будет говорить на том языке, который он слышит в своем окружении, а зачастую в  семьях, к сожалению, сквернословие стало чуть ли не нормой. Сквернословят стар и млад: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики и девочки детсадовского возраста. Как норма сквернословие и мат закрепляются телевидением. Подобное состояние языка является признаками деградации, морального падения общества. В настоящее время большинство молодых  родителей даже не задумываются о данном вопросе, считают, что русский язык сам собой войдет в нашу  жизнь, и если перед ними будет стоять выбор отдать малыша в литературный кружок или на курсы английской языка, наверняка дети начнут посещать последний. Воспитателям необходимо помочь возродить в семьях культуру семейного чтения, помочь советом в подборе  детской литературы, просветить родителей в вопросе особенности восприятия ребенком литературного текста,   подсказать, на что обратить внимание во время чтения, как лучше обсуждать прочитанное. Привить любовь детей к чтению родители могут только своим примером, если дети видят, что читать это нормально, это в порядке вещей хотя бы полчаса в день, то ребенок  все-таки будет читать книги. Если ребенок этого не увидит сейчас, то в школьные годы родителям придется каким-то образом заставлять, объяснять и это будет уже гораздо сложнее. Поэтому родителям хочется посоветовать читать вместе, читать детям, читать на глазах у детей. Большую пользу принесли бы совместные с родителями и детьми литературные викторины или вечера досуга, посвященные русскому языку. Причем, подготовка к этим мероприятиям, думаем, не менее важна, чем само мероприятие: ведь детей и их родителей ждет немало споров, открытий, так много будет прочитано незнакомых ранее произведений.                                                                                                                                                                                        

Хорошей традицией могло  бы стать возрождение районных конкурсов чтецов, где дети дошкольного возраста обязательно внесли бы свою маленькую лепту в общенациональную программу  по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству, приверженности традиционным духовным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Нельзя выростить полноценную личность  без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано - в детскому саду,с привития любви к малой Родине - месту, где чело...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание любви к родной природе как к одной из составляющих патриотического воспитания"

Консультация посвящается тому, как нужно воспитывать любовь к родной природе через патриотическое воспитание....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА, ПУТЕМ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С 75 ГОДОВЩИНОЙ ПОБЕДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

9 мая – это один из самых великих праздников для русского народа. Праздник Великой победы, праздник мужества и отваги, праздник стойкости и силы духа. В каждой семье есть герои, которые стойко с...

значение игры и игрушки для патриотического воспитания современных дошкольников

значение игры и игрушки для патриотического воспитания современных дошкольников...

Патриотическое воспитание современных дошкольников

Патриотическое воспитание современных дошкольников.Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложна...

«Воспитание любви у детей к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания».

laquo;Воспитание любви у детей к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания»....