Игры
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Герцог Виктория Викторовна

Развитие экспресивной стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

на развитие экспрессивной стороны речи

Мы охотимся на льва

Играющие садятся в круг, водящий говорит, делая соответствующие движения, все повторяют слова и движения:

Мы охотимся на льва,              хлопаем ладонями в такт по коленям

Не боимся мы его,

У нас огромное ружье              разводим руки в стороны как можно дальше

- вжик-вжик                              делаем движение кулаком одной руки по ладони

                                                   другой перед собой

И каленый меч.                        сложив ладони вместе, ударяем  ими

                                                   попеременно по плечам                          

Что там видно впереди?         делаем из ладони козырек над глазами

Такое желтое, сыпучее,

горячее.

Это - Пустыня.

Нам над ней не пролететь        ведущей рукой делаем движение от себя вверх

Нам под ней не проползти,      ведущей рукой делаем движение от себя    

                                                    вперед - вниз

Нам ее не обойти,                     ведущей рукой делаем обводящее движение  

                                                    вперед - в сторону

Дорога напрямик.                     ведущей рукой прямо перед собой разрубаем

                                                    воздух,

                                                    показываем пустыню: потираем ладони  перед

                                                    собой так, чтобы они нагрелись

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его,

У нас огромное ружье - вжик-вжик

И каленый меч.

Что там видно впереди?

Такое зеленое, топкое. Это -

Болото.

Нам над ним не пролететь,

Нам под ним не проползти,

Нам его не обойти,

Дорога напрямик.                         показываем болото: двумя указательными  

                                                       пальцами поочередно поднимаем уголки губ        

                                                       причмокиваем.

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его,

У нас огромное ружье - вжик-вжик

И каленый меч.

Что там видно впереди?

Такое высокое, твердое, холодное       руки перед собой, ладони сближены –

                                                                 разводим:

Горы.                                                       движение сверху – в стороны-вних

Нам над ними не пролететь,

Нам под ними не проползти,

Их вокруг не обойти,

Дорога напрямик.                                  показываем горы: сложив руки в

                                                                кулаки, стучим себя по верхней части  

                                                                груди и тянем звук  «А-а-а».

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его, 

У нас огромное ружье - вжик-вжик

И каленый меч.

Что там видно впереди?

 Такое мягкое, пушистое                        мягкие движения руками перед собой

 зубастое, клыкастое                               показываем «зубы» руками перед

                                                                   собой 

Это же -

Лев!!!

Побежали!

Горы.                                                       показываем горы

Болото.                                                   показываем болото

Пустыня.                                                показываем пустыню

Убежали ото льва.                                хлопаем  ладонями

Лисичка

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Один игрок в цетре круга, глаза его завязаны, он – лисичка. Все остальные  ходят по кругу и поют:

Мы по лесу пойдем,

Мы лисичку найдем,

Глаз она не открывает,

Кто зовет ее – узнает.

После этих слов ведущий показывает на одного из игроков, тот зовет лисичку:

- Лисичка!

Лисичка должна угадать, кто ее позвал. Если угадывает, тот, кто звал, становится лисичкой.

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Как покажет нам Сережа сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает ребенок, например повернуться, наклониться, присесть.

Пузырь

Дети  берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад  и начинают бегать по кругу.

«Он летел, летел, летел…….. и на ветку налетел. Хлоп!»

Дети двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Молчок

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение,  дети согласно текста выполняют движения «молчка».

В детский сад пришел Молчок —
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка — скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.

Каждый ребенок, не обращая внимание на своего соседа , поет задуманную песню.

Настроение

1-й вариант. Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок его демонстрирует. При желании, он может передать мяч любому сверстнику, «подарив» ему настроение, тот старается его изобразить.

2-й вариант. Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок бросает мяч обратно, называя и изображая противоположное настроение.
Например: 
добрый — злой;

веселый — грустный;

ясный — мрачный;

радостный — печальный;

интересный — скучный;

праздничный — унылый.

Передавалки

Дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель называет какое – либо настроение, дети по кругу с помощью мимику его пытаются изобразить и передать товарищу, сидящему справа.

Передай «улыбку».

Передай «сердилку».

Передай «испуг».

Передай «страшилку»

Передай «смешинку».

Передай «приветствие».

Передай «хлопок» (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок.

и т.д.

Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.

У Маланьи

Все сидят в кругу, ведущий говорит и показывает движения, все повторяют:

У Матрены, у старушки,           хлопаем  по коленям

Жили в маленькой избушке,     показываем маленькую избушку – пальцы

                                                      «домиком»

Пять (7) сыновей,                       показываем число на пальцах

Все они были без бровей,          показываем брови

Вот с такими головами,             показываем большую голову,

Вот с такими животами,            показываем огромный  живот,   

Вот с такими вот ушами,           показываем большие  уши,

Вот с такими вот усами             показываем   усы

Вот с такими вот носами           показываем нос   

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели

И все делали как… Ваня.               называем одного из участников по имени

                                                          Названный ребенок или взрослый

                                                          показывает движение, все повторяют его,

                                                          затем игра повторяется.

Игры

на формирование навыков вербальной коммуникации

Назови себя

Дети стоят по кругу. Первый игрок называет свое имя так, ка как ему больше всего нравится и делает какое-либо характерное движение. Второй игрок повторяет имя и движение первого, называет себя и выполняет другое движение. Так по кругу каждый называет имена всех детей и показывают все увиденные движения. В конце игры все хором повторяют еще раз имена детей и показываю их движения.

Волшебный стул

Дети стоят по кругу В центре стоит «волшебный» стул, на котором сидит ребенок.  Все дети по очереди говорят ласковые слова, комплименты. Другой ребенок садится на «волшебный» стул, игра повторяется.

Сундучок

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Почему? А потому!

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». И т. п. За самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

Бывает – не бывает

Воспитатель подбирает картинки-небылицы. Вызванный ребенок называет, что нарисовано на картинке и говорит, что так не бывает. Например, «Крокодил не летает»Остальные дети должны доказать, что так может быть. Например, «Крокодил летает, если его везет самолет».

Секрет

Дети стоят по кругу. В центре ребенок, которому воспитатель положил в   ладоши «секрет» (пуговицу, брошку, бусинку и т.д.). Участники находят способы уговорить ребенка показать свой секрет.

Разговор по телефону

Дети делятся на пары, уточняется настроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Детям называется тема беседы («Как коровы провели время на лугу», «Как коровы делают друг другу комплименты», «Как коровы делятся новостями» и т.п.).  Пары по очереди разговаривают по телефону от имени коров.  

Сочиняем историю

Дети с воспитателем заранее оговаривают основную тему. Затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку» («волшебный клубочек» и т.д.), начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй — второе и т.д.

Игры

на формирование навыков невербальной коммуникации

Сиди, сиди Яша

Водящий с завязанными глазами становится в центр круга. Дети идут по кругу со словами:

               Сиди, сиди Яша,

               Ты забава наша.

               Погрызи орехи

               Для своей потехи.

               Свои руки положи,

               Имя правильно скажи.

Водящий на ощупь определяет кого-нибудь из детей.

Менялки

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Через стекло

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Игры

на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения

Из чего - же, из чего – же?

Воспитатель читает английскую песенку в переводе С. Маршака:

«Мальчики и девочки»
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
Из зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!

Дети украшают трафареты мальчиков и девочек согласно текста

стихотворения. Мальчики украшают трафарет девочки, а девочки трафарет мальчика.

Да и нет

Воспитатель в стихотворной форме задает детям вопросы

Любят дети утром рано
Глазки мыть водой из крана?
(Да) 
Моют детки носик чисто?
(Да) 
Ну, а зубы любят чистить?
 (Да) 
А капризничать, кричать?
(Нет) 
Лечь в ботинках на кровать?
(Нет) 
Любят собирать игрушки?
(Да) 
Прыгать на своей подушке?
(Нет) 
Сказки с мамою читать?
(Да) 
Листики у книжки рвать?
(Нет) 
Маму слушаться всегда?
(Да) 
Плакать громко иногда?
(Нет) 
Любят песни слушать ушки?
(Да) 
Клим играет целый день,
А сложить игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
(Нет)
Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
(Нет)
Маша маме помогает,
Пыль в квартире вытирает.
Поступайте так всегда.
Хорошо ли это?
( Да)
В парке Ирочка гуляет,
Ветки дерева ломает.
Нужно делать так всегда?
Хорошо ли это?
( Нет) 
Оля Мурке, своей кошке,
Варит кашу, моет ножки.
Оля трудится всегда.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
( Да)
Заболела мама Люды,
Людочка шуметь не будет,
Тихо посидит она.
Хорошо ли это?
( Да)

За внимательность и правильные ответы воспитатель раздает детям приз.

Десять правил

Воспитатель читает стихотворение, дети добавляют слово.

Чтобы тебя все хвалили,
Чтобы тебя все любили,
Знать нужно ни много, ни мало,
Всего лишь, дружок, десять правил.
Игра «Десять правил» у нас,
Играть начинаем сейчас:
Слушайте все, не зевайте,
И фразу мою продолжайте.

  • Как проснешься ты — вставай,
    Лени волю не...
     (давай).
  • Все цветы роса умыла,
    А тебя умоет...
     (мыло).
  • Волосы тебе, дружок,
    Пусть причешет...
     (гребешок).
  •  В детский садик собирайся,
    Не ленись, сам... (одевайся)
  • Дружно с детками играй
    А капризы..
    (прогоняй)
  • Старшим ты не возражай,
    Старших нужно...
     (уважать)
  • Если в чем-то провинился,
    Значит нужно...
     (извиниться).
  • Будь, дружок, всегда опрятным,
    Это каждому...
     (приятно).
  • Может тот собой гордиться,
    Кто умеет сам...
     (трудиться)
  • Дома добрыми делами
    Помогай любимой
    (маме).

Я не…» - «Зато я не…

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не…». Например, «Я не забываю чистить зубы по утрам». – «Но зато я не мою руки перед едой».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...