Конспект НОД «Времена года»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возраст: подготовительная  группа

 Цель занятия: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Времена года»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид: итоговое.

Возраст: подготовительная  группа

  • Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи
  • Задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными

- обогащать словарный запас

- учить различать на слух слова с определенным звуком

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства

- активизировать качественный словарь.

- обобщить знания детей о временах года

- учить видеть характерные особенности разных времен года

- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.

- развивать фонематическое восприятие

- развивать образность речи, творческое воображение

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

- доставить детям радость и удовлетворение от игр

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

  • Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
  • Используемые методы:
  1. Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки.
  2. Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Назови ласково», «Что когда бывает», «Запомни слова», «Угадай: какое время года», физминутка «Осенние листочки», «Кто спит зимой»
  3. Наглядные: иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона, Л. Бродского, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года», игрушка ежик, птичка.

Ход занятия:

Воспитатель:  Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев»).

- Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.

- Но сначала нужно выполнить мои задания.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)

Молодцы.

Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте?

- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).

- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).

Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку. Подойдите к этому волшебному шару и повторяйте за мной:

Тише, тише; свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают все 12 месяцев, картины художников.

А. «Встреча с Весной»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).

- Послушайте:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это весна!

Воспитатель: Да, это весна. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (весной). Правильно.

- Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Писатель Михаил Пришвин называл март - весной света, апрель - весной воды, май - весной цветов. Все кругом цветет. Ласковый, солнечный май насыпал сугробы цветущей черемухи. Цветут яблоки, груши, вишни. Цветут тюльпаны, нарциссы (воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята, к нам  в группу  залетела птичка и принесла конверт. Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу... (проталинки)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась... (верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась... (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает... (капель)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки. Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже пришла весна. Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.

Игра со звуками

Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?

Бабочка (игрушка): Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
  • Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

- Очень хорошо.

Б. «Встреча с летом»

Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне красной? (лето)

Почему лето тоже называют красным? Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)

Игра с мячом

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее, обувь - летняя.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.

- А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (лист-листочек, гриб-грибочек...)

Игра «Угадай: какое время года?»

Воспитатель: Ребята, наша гостья принесла вот такие картины. Нужно угадать по этому одному изображению, какое же здесь время года (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).

- Правильно. Молодцы.

В. «Встреча с осенью»

Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень.  Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины.

Физминутка «Осенние листочки»

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Г. «Встреча с Зимой»

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками. (Это время года - зима).

Воспитатель: Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Скажите, за что вы любите зиму? (Зима - волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)

- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?

Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Ежик (игрушка):

  • Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)
  • Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)
  • Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)

Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.

Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям. А наше  путешествие тоже заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия:

- В какое время года мы с вами путешествовали?

- В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?

- Что было интересно?

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Наши гости ушли, но оставили вам подарки и сказали, что им было очень интересно с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Время года - весна"

Конспект для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия "Времена года" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Занятие для детей 6 - 7 лет. Дети на занятии закрепляют времена года, названия месяцев. Изготавливают календарь....

Конспект занятия "Времена года" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект предназначен для закрепления у детей знаний о временах года и их признаках. Мнемотаблицы помогают детям освоить навыки разговорной речи , учат их излагать свои мысли простыми и сложными предл...

Конспект НОД Времена года. Зима

Тема: «Прокатим куклу Машу на саночках» Задачи: -формировать представлен6ия о зиме -развивать умения понимать вопросы воспитателя с предлогами «с» и «на» .Обогащать и активизировать словарь (горка,...

Конспект НОД "Времена года" младшая группа

Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками,  и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться  с дргими педагогами. Мои разработки в...

Конспект НОД "Времена года" средняя группа

Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками,  и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться  с дргими педагогами. Мои разработки в...