Конспект занятия "Времена года" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект предназначен для закрепления у детей знаний о временах года и их признаках. Мнемотаблицы помогают детям освоить навыки разговорной речи , учат их излагать свои мысли простыми и сложными предложениями.Подводят их к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов.Так же дети при помощи мнемотаблиц учатся разгадывать загадки.Материал занятия способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия,памяти и внимания.Формируются навыки сотрудничества,активности,любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Образовательная область: познание.

Цель: закреплять представления детей об основных признаках всех времен года.

Программные задачи: продолжать учить детей составлять мнемотаблицы. Уточнить представления детей о смене времен года, когда в природе все меняется. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Времена года». Развитие речевого слуха, всех видов восприятия, мышления, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, активности, любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: чтение и просмотр сказки «12 месяцев»; рассматривание иллюстраций по сезону, фотоальбомов; слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года»; просмотр мультимедийной презентации «Уроки тетушки совы»; отгадывание загадок о сезонных явлениях, экологический проект «Что в природе происходит?»; чтение Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году».

Ход:

Вос-ль: Ребята, сегодня к нам в гости пожаловала сама Матушка-Природа.

М. - П. - Послушайте, ребята мою сказку.

Жила была принцесса. Проснулась она как-то утром, посмотрела в окно, ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвала она слугу и велела ему цветов собрать букет. Пошел слуга, но вернулся ни с чем.

Вос-ль: Как вы думаете, почему?

-Правильно зимой цветы не цветут.

- Как вы догадались, что наступила зима?

М. - П.: Решила тогда принцесса на пляж сходить, позагорать.

Вос-ль: Как вы думаете удалось ей это сделать?

- Почему?

М.- П.: Рассердилась принцесса и велела слуге клубники в саду нарвать.

- И этого не удалось сделать слуге.

Вос-ль: Как вы думаете, знает ли принцесса, что бывает в каждое время года? И какое время года за каким следом идет?

- Я смотрю вы ребята молодцы, что можно делать зимой, знаете?

М. - П.: Все ли времена года вы знаете? Вот мы и проверим. У меня есть для вас загадки.

Я соткано из зноя,                         C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\луг.jpg

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купайтесь, приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ….(лето ) (Ответы детей)

Вос-ль: Как вы узнали, что это лето?

- Посмотрите на таблицу и скажите все ли признаки лета правильно нарисованы?

- Какие ошибки вы увидели? (Ответы детей)

- Правильно, молодцы.

М. - П.:                                        Я раскрываю почки        

                       C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\фото леса\images (31).jpg

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня….(весна)

- Молодцы.

Вос-ль: Ребята, какое время года изображено на этой таблице?

- Верно, весна. Как вы считаете, какой признак весны здесь не нарисован?

- Правильно, прилет птиц.

- Как мы с вами можем изобразить прилет птиц? (ответы детей)

- Выйди, Саша (Маша, Лена) нарисуй, пожалуйста, в пустой клеточке «прилёт птиц».

М.-П.: Несу я урожаи,                                           C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\фото леса\2012-10-21-04.jpg

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …(осень)

Вос-ль: Верно, какие главные признаки осени?

-Посмотрите на таблицу, она вам поможет назвать все признаки, чтобы ничего не пропустить.

М. - П.: Наступили холода.                 C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\фото леса\загруженное (7).jpg

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

М.-П.: Молодцы, ребята, теперь я вижу, что вы все знаете признаки разных времен года.

М.-П.: А знаете ли вы какое время года идет за осенью? ( весной , летом, зимой) (ответы детей)

- У меня есть вот такие картинки, как вы думаете, что на них нарисовано? (картинки с изображением одного дня каждого времени года) Их надо разложить по порядку, так как наступает каждое время года.

М. - П.: Молодцы, вы справились с заданием.

- Что же нам делать с принцессой, надо ей как- то помочь?

- Как же ей все запомнить?

Вос-ль: Дети, а может мы нарисуем для принцессы схему (мнемотаблицу), с помощью, которой она быстро  сможет не только запомнить все времена года, но и сможет сравнить их между собой.

-Сначала сделаем гимнастику для наших пальцев:

Раз, два, три, четыре, пять       (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая с большого пальца)

Вышел дождик погулять.             (Беспорядочные удары по столу пальцами)                           обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,      («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:                (Ритмично ударяют то ладонями, то                                                            кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:            (Часто и ритмично бьют по столу)

- Ох!                                                   (Один хлопок)

И ушел.                                          

Газон засох.                                       (Ритмичные хлопки по столу)

Вос-ль: Теперь наши пальчики готовы к работе.

 (Детям раздаются готовые квадраты, где каждый зарисовывает схемы)

- Каждый изобразит, то время года, которое ему больше всего нравится.

(По окончанию работы воспитатель уточняет у детей почему он его изобразил именно это время года.)

Вос-ль: Ребята, Матушка-Природа передаст эти таблицы принцессе, и она легко научится различать времена года.

М. - П.: Спасибо, ребята, я конечно все передам.

Вос-ль: Сейчас, ребята, я вам покажу иллюстрации, а вы вспомните из какой они сказки? («12 месяцев»).

Вос-ль: Давайте восстановим ход событий сказки, а эти же иллюстрации нам в этом помогут.

(Показ иллюстраций, проговаривание эпизодов сказки)

C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\images (26).jpg       C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\images (27).jpg

C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\53020310_1262005183_0_18749_8bf86951_L.jpg   C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\images (28).jpg 

C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\images (29).jpg      C:\Users\Алиса\Desktop\Фото\12 месяцев\загруженное (4).jpg

Окончание занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались и даёт оценку результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД для детей старшей группы. Цель: вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц....

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц и слайд-презентации «Весенний лес».

Задачи:Образовательные: закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; совершенствовать грамм...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам»

Программные задачиОбразовательные:1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;2. Учить детей ассоциировать содержание художественного произвед...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой«Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц....

Конспект НОД «Осенние приметы» в старшей группе (с использованием мнемотаблиц)

Занятие на закрепление представлений об осени как времени года, умение составлять рассказ по заданной теме, используя мнемосхему,  умение читать по мнемодорожкам пословицы об осени....

Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Осень».

Образовательные задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени;2. Побуждать детей устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных и птиц;3. Закреплять уме...