Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Юнцова Ольга Владимировна

    Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_mebel_pechat.docx17.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».

    Составила воспитатель Юнцова О.В.

    Цели: развивать речевую активность детей.

    Задачи: Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели.

    Лексические. Вводить в речь детей названия предметов мебели и их частей, обобщающее слово «мебель»; активизировать глаголы и прилагательные в речи детей.

     Грамматические. Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа; прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель.

    Связная речь. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.

    Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена, мяч.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?

    Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей?

    Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

    Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

    Дети: На полу, на земле, на камнях

    Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

    Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

    Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

    Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

    Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?

    Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.

    Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).

    Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие; гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.

    Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

    Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?

    Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.

    Беседа о мебели

    - Где делают мебель? (Мебель делают на мебельной фабрике.)

    - Кто знает, из чего делают мебель?

    - Мебель - это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластика или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.

    - Где мебель продают? (Мебель продают в мебельном магазине.)

    В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей, мебель для школы, мебель для офиса и др.

    - Для чего нужна мебель? Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать, ставить и т. д.)

    Психогимнастика: Изобразить лесорубов, которые пилят деревья, обрубают сучья; лесовозы-машины, которые еле-еле везут огромные брёвна; столяра, который склеивает стул; плотника, который старательно стругает доски; людей, которые радуются новой мебели.

    1. Д/ игра «Назови лишний предмет»: 

    слива - груша – стул; помидор - стол – огурец; кукла – юла – кровать; грузовик – табуретка- автобус; кроссовки- сапоги – шкаф; диван – синица – снегирь; тополь- берёза- тумбочка; тарелка – половник- кресло; полка-свитер - пальто; роза – мак – кушетка.

     Выставить карточки с изображением мебели: стул, стол, кровать, табуретка, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка.

    2. Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

    Давайте рассмотрим на наборном полотне предметы мебели и назовем их ласково.

    Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.

    3. Дидактическая игра «Расскажи, какая? (какой) » (с мячом)

    Выставить  карточки с изображением материала, из которого изготовлена мебель. Материал: дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр.

    Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла - стеклянный стол. Кресло из велюра - велюровое кресло. Диван из кожи - кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная полка. Стул из пластмассы - пластмассовый стул. Мебель для кухни - кухонная мебель. Мебель для спальни – спальная мебель. Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей – детская мебель. Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель. Полка для книг - книжная полка. Шкаф для книг - книжный шкаф. Стол для кухни - кухонный стол. Стол для письма – письменный стол. Стол для журналов – журнальный столик. Столик для детей - детский столик. Кровать для детей – детская кровать.

    4. Рассмотрим несколько предметов мебели и назовем их детали.

    У стола четыре ножки и крышка. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. У кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У комода ящики, ручки, крышка, стенки.

    5. Дидактическая игра «Чего не бывает»

    Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. д.

    6. Составление рассказа по плану-схеме.

    – Что это?

    – К какой группе относится? (К мебели.)

    – Из чего сделан предмет?

    – Какого цвета, формы, величины?

    – Его части?

    – Для чего нужен?

    – Где можно приобрести?

    О б р а з е ц . Это стол. Стол – это мебель. Стол квадратный, коричневый. У стола четыре ножки и крышка. Стол нужен в быту. За этим столом обедают. Стол – обеденный. Делают столы на мебельной фабрике. Купить его можно в мебельном магазине.

    7. Составление рассказов детьми.

    8.  Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме : « МОЯ МАМА. 8МАРТА. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме : « МОЯ МАМА. 8МАРТА. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»Цель: Закрепить  представления о необходимости и значении труда взрослых, прод...

    Занятие по развитию речи в старшей группе по лексической теме "Космос"

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексическое теме "Космос".Задачи: 1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос&r...

    Занятие по развитию речи в старшей группе по лексической теме "Быть здоровыми хотим"

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексическое теме "Быть здоровыми хотим".Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о правилах здорового образа жизни:- формиров...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе по лексической теме "Грибы"

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе по лексической теме "Грибы"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн

    Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Сорокина Ольга Владимировна...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн

    Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города ЖелезногорскаКурской областиСнегирева Татьяна Ивановна...