Главные вкладки

    Работа над дикцией учащихся
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    Гаркушенко Светлана Николаевна

    Методическое пособие для педагогов, позволяющее выбрать для себя более подходящий вариант работы над дикцией ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon rabota_nad_diktsiey.ppt673.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методическая разработка Работа над дикцией Подготовила Гаркушенко С.Н.

    Слайд 2

    РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ: Правила дыхательной гимнастики; Знакомство с видами дыхания: произвольное и непроизвольное. Произвольное дыхание – это контролируемое дыхание Непроизвольное – это наше каждодневное дыхание. Постановка дыхания: - комплекс упражнений дыхательной гимнастики, -основные требования к тренировке дыхания. Тренировка равномерного выдоха. Упр . «Свеча», «Назойливый комар», «Проколотый мяч Тренировка интенсивного выдоха Упр.« Упрямая свеча», «Насос», «Мяч». Тренировка интенсивного прерывистого выдоха Упр. «Погашу свечу», «Мяч», «Насос». Отработка дыхания и дикции в текстах, пословицах, поговорках, скороговорках, словах и других упражнениях.

    Слайд 3

    ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ Фонационное дыхание – это дыхание связанное со звуками. Упр. «Назойливый комар» (продолжительный выдох) Руки вытянуть перед грудью ладонями к друг другу. При счете «раз» вместе с глубоким, бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, сводите руки, чтобы ладони встретились. Теперь соедините упражнение со звуком ззз-з. Упр. «Насос» ( интенсивный выдох) Работаем вдвоем. Один из вас «большой надувной мяч», другой «насосом» надувает этот мяч, соединив со звуком ссс-с Упр.«Дровосек» (быстрый выдох) Ноги на ширине плеч, руки опущены.Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнув, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топора о полено). Опять выпрямляетесь и снова т»удар» с восклицанием «раз». Упр. «Бабушки»: Ахти, ахти, ахтушки, Разахалися бабушки, Ахти – ах, ахти – ах, Не держатся на ногах

    Слайд 4

    РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ Упр. «Яблочко», «Земляника», «Иголка», «Скакалка», «Волейбол». Упр. «Яблочко»: Ах, яблочко румяное, Тебя сейчас достану я, Висишь вот только высоко – Сорвать тебя не так легко. Раз! Не допрыгнул… Два! Опять!.. Нет, должен я тебя сорвать! Три! Есть! Ага, в руке моей!.. Попробуем… Тьфу! Нет кислей!

    Слайд 5

    РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диапазон, тем больше им можно выразить. К.С.Станиславский. Упр. «Маляр», «Сплетник», «Поход»,»Этажи», «Самолет», «Спор». Упр. «Прыжок в воду»: На вышку я легко взбегаю… Прыжок! Как птица я взлетаю!,, Вот оборот и вниз стрелой! Скрываюсь быстро под водой.

    Слайд 6

    При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд с предельным вниманием к точному выполнению задания, к получаемому результату.

    Слайд 7

    ОТРАБОТКА ДИКЦИИ В СКОРОГОВОРКАХ 1. Пекарь Петр пек пироги. 2. От топота копыт пыль по полю летит. 3. Король – орел. 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 5. Купи кипу пик. 6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 7. Тридцать три корабля лавировали, да не не вылавировали. 8. Проворонила ворона вороненка. 9. По Чите течет Четинка. 10 Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала 11. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 14. Осип охрип. Архип осип. 15. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 16. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала; пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Слайд 8

    Тексты для работы над свистящими и шипящими согласными (С-З, Ш-Ж). С – З Всякое семя знает свое время. Весна красна цветами, а осень – снопами. Один с сошкой – семеро с ложкой. Мягко стелет, да жестко спать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Всяк кузнец своего счастья. Не в свои сани не садись. Ш – Ж Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнешь. Шила в мешке не утаишь. Кашу маслом не испортишь. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. Хороша кашка, да мала чашка. Подальше положишь – поближе возьмешь.

    Слайд 9

    ВЕСЁЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Слайд 10

    ДЯТЕЛ Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними губами и произносить звуки: «д-д-д…»

    Слайд 11

    Стихотворение. Целый день всё тук, да тук- Дятел на стволе сидит, Клювом дерево долбит. Тук да тук, тук да тук - В лесу слышен громкий звук. Загадка. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Пусть он скрылся под корой Всё равно он будет мой!

    Слайд 12

    ПАРУС Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки ( альвеолы) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до десяти.

    Слайд 13

    Стихотворение. Кораблик наш под парусом Плыл по волнам в морях. Детишек очень маленьких По морю он катал. Загадка. Уступая ветру в споре, Увлекает судно в море.

    Слайд 14

    МАЛЯР Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно. Под счёт до восьми.

    Слайд 15

    Стихотворение. Кто же красит этот дом - Дом, в котором мы живём? И забор, что рядом с домом - Был покрашен маляром. Загадка. Кто на краешке с опаской Всё железо красит краской? У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро.

    Слайд 16

    СЛОНИК Вытянуть губы вперёд трубочкой и « набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

    Слайд 17

    Стихотворение. У слона большие уши, У него прекрасный слух. Длинный хобот ему нужен Доставать всё с высока. Загадка. Поднимает великан Груз тяжёлый к облакам. А если станет душно, Себя польёт из душа.

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над дикцией.

    Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении с...

    Речевой материал для работы над дикцией

    Представленный речевой материал будет полезен для работы над слоговой структурой сложных слов, поможет в развитии фонематического слуха, дикции....

    "Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков"

    Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал музыкального и эмоционального развития. Систематическое и планомерное...

    Формирование звукопроизношения и работа над дикцией у дошкольников

    В воспитании звуковой культуры речи существуют множество направлений, таких как:Развитие речевого слуха и его компонентов;Развитие дыхания;Совершенствование артикуляции;Четкость дикции;Высота и сила г...

    Работа над дикцией

    Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов об...

    Советы по работе над дикцией с ребенком старшего дошкольного возраста.

    Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "...

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ на 2018-2019 уч.год

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  УЧАЩИХСЯ на 2018-2019 уч.год...