"Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков"
статья по теме

Прохоренко Алла Дмитриевна

Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал музыкального и эмоционального развития. Систематическое и планомерное  обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.odt14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков

А.Д. Прохоренко

музыкальный руководитель

(АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 68 «Серебряное копытце» г. о.Тольятти)

               

        Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал музыкального и эмоционального развития. Систематическое и планомерное  обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе.

        Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих случаях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

        Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. (Тарасова К.В. «К постановке детского голоса»)

        Пение  способствует развитию  психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.), развитию речи  за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико – мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом, педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

  • Обучать детей певческим умениям.
  • Выучить песни, указанные в программе.
  • Развивать детский голос.

Особого внимание требует постановка певческого голоса ребенка. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике проблема музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.

        Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием         Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование  возможно в связи с анатомо – физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.

        Следует указать на несколько важных моментов в работе.:

  1. Работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте, но ее следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов (верхний, средний, нижний).
  2. Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно, начиная со звукоподражания («Му»,

«Ав-ав», «Ку-ку», «Би-би»)

На каждом занятии необходимо использовать распевки для «разогревания» певческого аппарата. Работу над песней можно разделить условно на несколько этапов:

1 этап – ознакомление с музыкальным произведением, восприятие.

2 этап – работа над песней. В работе над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

На этом этапе большую роль играют упражнения. Как же сделать так, чтобы освоение детьми искусством пения было для них радостным, увлекательным, понятным и приятным? Игровой метод делает  развитие голоса веселым и интересным занятием для детей. Дети, выплескивают лишнюю энергию, снимают эмоциональное напряжение. Упражнения, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести умения и певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, мелодии на подражание голосам птиц, животных, попевки, скороговорки, потешки, считалки нравятся детям, и они с удовольствием поют их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, и дома. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий  голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонирования.

3 этап – повторение песен, исполнение любимых песен.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков:  чистоте интонирования, дыханию, правильному звукообразованию. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Следует обратить внимание на подвижность нижней челюсти при открывании рта, при произношении твердых окончаний слов. Здесь могут помочь разнообразные методические приемы. (Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи»)

        Начинать вокальные занятия необходимо с формирования правильной «певческой установки» - положение головы и корпуса во время пения, это способствует дыханию и резонированию.

Дикция – это вокально – технический навык, важное звено певческого процесса. Если у ребенка нет каких – либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы не нарушать «вдыхательную установку» и не наносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.  

Основой дикции являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы. небо). Эти движения при произношении слов в пении называют артикуляцией. Пение осуществляется главным образом на гласных звуках. Согласные произносятся подчеркнуто «по – смо – три».

При обучении вокальной дикции надо принять во внимание значение слова как ведущего средства общения. Крайне важно следить за движением нижней челюсти, формой рта и четкости работы языка при произнесении гласных.

Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. Наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) получается излишне открытое, малоприятное звучание гласных. Одним из условием приобретения навыка открывания рта при пении является снятие излишних, тормозящих движений и напряжения ненужных в работе мускулов. Это достигается упражнениями.

Голосовые развивающие игры и упражнения, игры с голосом (писк, визг, гудение, жужжание), звукоподражания эффективно развивают артикуляционную моторику, дикцию. Систематическое  использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает слух и устраняет некоторые дефекты речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления  голоса ребенка.

В работе над дикцией полезно:

  • проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
  • Детям нравится отгадывать слова и фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизирует внимание  детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

В работе над дыханием:

  • Использовать показ педагога или жест, помогающий во время взять дыхание.
  • Можно предложить  детям специальное упражнение «Понюхаем цветок», упражнение в котором имитируется зевок, упражнение «в паровозики» (набрать глубокий вдох, а затем медленно выпустить его). Выработке правильного дыхания способствует и соответствующий подбор певческого репертуара.

Литература:

  1. Тарасова К.В. «К постановке детского певческого голоса»
  2. Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональну...

Самообразование: "Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности"

Стержнем театрализованной деятельности является эмоциональное воспитание и развитие интеллектуальных возможностей на высокохудожественные произведения музыкального искусства. По утверждению многих учё...

Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания....

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....