Мастер - класс "Путешествие в страну Фольклорию" с презентацией
методическая разработка по развитию речи на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания  по устному народному творчеству;
  2. Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
  3. Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.71 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Путешествие в страну Фольклорию»

                                         Провел: воспитатель филиала №1 «Чебурашка»

                                МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак

                                                          Шенеман Татьяна Анатольевна

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания  по устному народному творчеству;
  2. Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
  3. Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

Ход мастер-класса:

1 ЧАСТЬ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые коллеги!

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться к речи. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я, активно использую богатейший материал словесного творчества народа - малые фольклорные формы. Я знакомлю детей с устным народным творчеством во всех интегрируемых областях.

2 ЧАСТЬ - ПРАКТИЧЕСКАЯ

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие – в страну Фольклорию. В путешествие отправятся все, но место в купе достанется тому, кто отгадает загадку. Итак, слушайте внимательно:

  1. С хозяином дружит,

Дом стережет.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.                  (Собака)

  1. Маленькая, удаленькая,

По углам шныряет-

Крошки собирает.         (Мышка)

  1. Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька.       (Кошка)

  1. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает.  (Курица)

  1. Красна девица идет,

Ясно солнышко ведет.     (Весна)

Уважаемые пассажиры, рассаживайтесь по-удобней, занимайте купе, а чтобы в дороге не было скучно, вот вам задание:

1 задание. Определите  жанры  фольклора (заполнить таблицу)

2 задание. Соедините стрелками произведения с их жанрами.

   -Учись доброму, худое на ум не пойдет.        Пословица.

   -Раз, два, три, четыре, пять.
   Будем в прятки мы играть.
   Звезды, месяц, луг, цветы.
   Поводи поди-ка ты!                                           Скороговорка

  - Белая вата поплыла куда-то.                             Колыбельная песня

   - Люли, люли, люленьки,
    Летят сизы гуленьки,
    Летят гули вон, вон,
    Несут Маше сон, сон.
                                       Считалка

    - Сшила Саша Саньке шапку.                           Загадка

   – Ты пирог съел?
  – Нет, не я!
  – А еще хочешь?
  – Хочу                                                                   Прибаутка

3 задание: Доскажите пословицы

– Продолжите, пожалуйста, пословицы:

  1. Кто много читает …(тот много знает).
  2. Поздно встанешь … (мало сделаешь).
  3. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей)
  4.  Нашла коса …….(на камень.)
  5. Труд человека кормит, а…..(лень портит.)

4 задание. Произнесите скороговорки

а) громко;

б) быстро:

 

  1. Купили Валерику и Вареньне варежки и валенки

  1. Юлька-Юленька-Юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла

5  задание. Здесь зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.

«БККЛООО» («Колобок»)

«ЕЕТКОМР» («Теремок»)

6 задание. Закончите крылатые выражения из сказок:

  1. Поди туда – не знаю куда,… (принеси то – не знаю что).
  2. Скоро сказка сказывается,….(не скоро дело делается).
  3. Я там был, мед-пиво пил, …..(по усам текло, да в рот не попало).
  4. В некотором царстве,………..(в некотором государстве).

7 задание. Заучивание потешки «Наша-то хозяюка»

(Рассматривание иллюстрации к потешке «Наша-то хозяюка…», чтение, разбор непонятных слов, заучивание отдельных фраз, четверостиший, обыгрывание  потешки по ролям с участниками мастер-класса, постоянно проговаривая текст потешки, далее участники мастер-класса повторяют потешку с опорой на схему.)

Воспитатель объясняет:

- В этой потешке можно объяснить слова, непонятные детям: «сметлива», «изба», «котище».

Избой называли дом в старину, а котище – это большой кот. Слово «сметлива» означает находчивая, догадливая, умная.

Задание. Моделирование (разработка схемы) пословицы «Солнышко-ведрышко»

Работа с аудиторией

-Пока наши пассажиры моделируют потешку, я хочу узнать, как вы запомнили потешку. Давайте с опорой на схему мы ее повторим. (зрители повторяют потешку с опорой на схему)

Молодцы!

Уважаемые коллеги,  я продемонстрировала вам некоторые приемы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, показала каким образом, вы можете использовать данный опыт в своей работе.

А вот так мы разучивали потешку «Сидит белка на тележке» и русскую народную песенку «Тень-тень-потетень».

(Показ слайдов)

Малые фольклорные формы использую в режимных моментах. При наблюдении на прогулке использую заклички.  Мы зазываем солнышко, если холодно или пасмурно:

«Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко…»

При наблюдении за птицами использую закличку:

«Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето»

При умывании и мытье рук:

«Водичка, водичка…»

После сна при расчесывании:

 «Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса…»  и т.д.

3 ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте назовём ещё раз жанры фольклора.

Наш поезд заканчивает путешествие в страну Фольклорию, оставьте свои отзывы и впечатления в соответствующих вагонах.

Используйте в работе с детьми малые фольклорные формы УНТ, развивайте речь и творческие способности детей, и вы получите массу положительных впечатлений от проделанной вами работы!

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Определите  жанры  фольклора (заполните таблицу)

Жанр УНТ

Объяснение

Название этого жанра произошло от глагола баять, баить – «говорить»

Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Данный вид жанра получил название от слова пестовать – «нянчить, растить, воспитывать»

Жанр УНТ, сопровождающийся игрой ребенка с пальцами, ручками и ножками. В этих играх есть «педагогическое» наставление, «урок»

Жанр УНТ, который используется при выборе водящего в подвижной игре

Широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление

Жанр, педагогическая ценность которого чрезвычайно велика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Воспитатель филиала №1 « Чебурашка » МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак Шенеман Т.А

Слайд 2

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство

Слайд 3

Малые фольклорные формы колыбельные песни; пестушки ; потешки ; заклички ; шутки, прибаутки; скороговорки; сказки

Слайд 4

Путешествие в страну « Фольклорию »

Слайд 5

Разучивание потешки Чтение текста потешки ; Рассматривание иллюстраций; Объяснение непонятных слов; Повторное чтение потешки ; Хоровое и индивидуальное проговаривание текста потешки детьми

Слайд 6

«Наша – то хозяюшка…»

Слайд 7

Наша –то хозяюшка Сметлива была, Всем в избе работушку К празднику дала: Чашечку собачка моет языком, Мышка собирает крошки под окном, По столу котище лапою скребет, Половичку курочка веничком метет.

Слайд 9

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Слайд 10

Обыгрывание потешки детьми в самостоятельной деятельности

Слайд 11

Знакомство с русской народной песенкой « Тень-тень-потетень »

Слайд 12

Использование заклички «Солнышко-ведрышко» на прогулке

Слайд 13

Использование закличек , потешек во время наблюдения за птицами

Слайд 14

Знакомство с потешкой «Водичка, водичка» при умывании и мытье рук

Слайд 15

Закрепление знаний о свойствах воды и мыла через интеграцию областей

Слайд 16

Использование потешки «Расти коса до пояса» при расчесывании

Слайд 17

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В стране ЗдоровиЯ"

мастер-класс   предназначен для  воспитателей доу с целью распространения  опыта по здоровьюсбережению в рамках программы "Здоровье"....

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.Б. Прейер...

Мастер-класс "Сказочная страна"

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу р...

Мастер - класс " В стране русских народных сказок"

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения посредством изготовления театра....

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»...

Мастер – класс «Волшебная страна Пластилинография»

Дать родителям знания о пластилинографии как нетрадиционном способе изобразительного искусства....