«Развитие речи в процессе экологического воспитания»
материал по развитию речи на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

 

o                        обогащение и активизация словаря;

o                        развитие диалогической речи;

o                        развитие монологической речи;

o                        индивидуальная работа с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_raz._rechi_v_ekol._vos.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №11 «ЧЕБУРАШКА»  

Из опыта работы

«Развитие речи в процессе экологического воспитания»

                                                                                    Воспитатель:  Пономаренко Т. В.

        

        Г.Моршанск

                                                                        2016 г.

Свою работу по развитию речи детей  посредством экологического воспитания  я начала с сентября 2015 г. .

Так как заметила, что речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений ; недостаточный словарный запас.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно    сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый    ответ, плохая дикция.

Поэтому  в  своей работе по развитию речи детей я выделила несколько моментов:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие монологической речи;
  • индивидуальная работа с детьми.

 Обогащение и активизация словаря.

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, я  остановилась на работе по обогащению и активизации их словаря.

В этой работе обратила  внимание на следующее:

  • отбор необходимого словарного материала;
  • правильность собственной речи;
  • создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с  детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. учу детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – ввожу  в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

 Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от меня  требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.

В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям  повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений,  и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом».Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы,  начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений.. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации , они стимулируют развитие речи детей.

Также учу инсценировать и драматизировать сказки, так  на отчетном концерте для родителей дети показывают свои постановки, сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком».

В процессе театрализованной игры незаметно активизируется и  словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

  Развитие монологической речи

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

-развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;

-активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;

Работу в по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой

  строю как обучение их следующим видам рассказов:

-сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

-сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;

-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»),

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

 В своей  работе использую различные методы:

  • наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесный  (беседы, чтение художественной литературы),
  • практический  (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).
  • интегрированный (этот метод  вариативный:

а) полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

б) частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность);                  

в) интеграция на основе единого проекта, в основе которого         лежит  проблема.)  ФГОС ДО.

 Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

  «Нужно – не нужно»

  «Съедобное – несъедобное»

  «Кто, где живёт?»

  «Отгадай, что за растение»

 «Узнай на вкус»

  «Подбери листок»

  «Что за птица?»

 «Узнай по голосу животного»

 «Угадай, про кого расскажу»

  «Что сначала, что потом»

 «Что опасно для природы»

 «Угадай, что в мешочке»

 «Когда это бывает?»

 «Чей хвост?»

 «С какой ветки детки?»

     

 помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

    В играх и на занятиях использую мною созданное дидактическое пособие: напольная ширма (универсальная, многофункциональная), которая соответствует ФГОС: Она разделена на три части: в первой части расположена магнитная доска, во второй – театр и фланелеграф, в третьей части – доска –шнуровка для развития мелкой моторики рук.

 Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф, схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

В последнее время мною стал использоваться интегрированный метод обучения. Этот метод является  инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.  Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:

- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

- Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

   Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность.   Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.

В своей работе использую приёмы: словесные, наглядные, игровые

     А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии  (схемы)облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные

приёмы наглядного моделирования:

-   Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

-  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

-  Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что 70% родителей не знают, как обучить детей рассказыванию  по опорным схемам. В связи с этим подготовила материал для родителей, сделала подборку рассказов, стихов  со  схемами, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми, и провела собрание «Развиваем речь с помощью опорных схем». Подготовила консультацию «Экологические игры на развитие речи», большинство не знают какие игры можно использовать для формирования разных сторон речи, для устранения этой проблемы была организована выставка дидактических игр и литературы по развитию речи.

В заключении хочется  сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Влияние игры  на всестороннее развитие ребёнка   в процессе экологического воспитания детей дошкольного возрастаПодготовила воспитатель:  МБДОУ «Атемарский  д/с № 1 «Теремок» ...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

Развитие речи в процессе экологического воспитания детей

Природа окружает ребенка с ранних лет. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие ...

Развитие речи в процессе экологического воспитания детей

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...