Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Щербина Надежда Николаевна

         Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).

                      2. Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять длину слов».

                      3. Составлять предложения; подбирать синонимы, антонимы.

                      4. Закреплять умения описывать и сравнивать насекомых, правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи

в старшей группе

Воспитатель: Щербина Н.Н.

«Насекомые»

         Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).

                      2. Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять длину слов».

                      3. Составлять предложения; подбирать синонимы, антонимы.

                      4. Закреплять умения описывать и сравнивать насекомых, правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

            Материал: картинки – жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, пчела; нарцисс, роза, василёк, мак, ромашка, одуванчик, колокольчик.

Ход занятия:

1. Фонетическая разминка:

Воспитатель: Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме. Ребенок читает стихотворение.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети: Об осени: идёт дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко. Активизирую Лешу, Владика, Василису, Настю, Софу.

I часть.

Воспитатель: Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети: Песенку жука – «жужжалочку», он жужжит. Все вместе читаем чистоговорку: Не жужжу, когда лежу,

                         Не жужжу, когда сижу,

                         Не жужжу, когда тружусь,

                         А жужжу, когда кружусь.

Индивидуальное чтение чистоговорки (Даша, Софа).

Воспитатель: А ещё чьи песенки вы знаете?

Дети: Ещё мы знаем песенку комарика – «ззз-зуделочку», он зудит. «Зу-зу, захочу и укушу». А у змеи «шипелочка» (шу-шу-шу, потехонечку шуршу). А у стрекозы – «стрекоталочка» (тр-тр, дети показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет).

Воспитатель: Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно.

Дети: У цветов.

Воспитатель: Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети: Колокольчики (показ картинки).

Воспитатель: Давайте покажем, как поет колокольчик. Мальчики поют низко «з-з-з-з», а девочки поют тонко и нежно «зь-зь-зь-зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).

Воспитатель: А что ещё может звенеть?

Дети: звонок, колокольчик (показ картинки колокола).

Воспитатель: Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Дзинь-дон, дзинь-дон,

Колокольный льётся звон.

Д/игра «Собери букет»

II часть.

Воспитатель предлагает детям пройти на красивую полянку, на которой растет очень много разных цветов. Дети называют цветы, выделяя первый звук: р-ромашка, м-мак, к-колокольчик. Вот и мы и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок). Дети называют жук, пчела, бабочка. Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им. Д/игра «Кто с кем дружит».

Объясняю, чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слово «жук» и выбрать равное ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела  - где будет жить.

Дети: Пче-ла (2 части). Для неё домиком могут стать ро-за, кле-вер, лю-тик.

Воспитатель: В слове ба-боч-ка, сколько частей?

Дети: 3 части.

   Воспитатель: В каких цветах может поселиться ба-боч-ка? В цветах ро-маш-ка, ва-си-лек. Почему? Эти слова длинные (3 части). Слышите, как они вас благодарят.

Физкультминутка: Народная песенка «Божья коровка». Роль ведущего – «божью коровку» беру на себя, дети поют.

            Божья коровка, полети на небо,

            Принеси нам хлеба

            Черного и белого

            Только не горелого.

Ведущий поет: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки – крылья).

                            Будет дождик – посижу (складывают руки – крылья и садятся). Игра продолжается несколько раз

III часть. Связная речь.

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, лапки) рассматривая картинки.

Вопросы: Какие крылья у бабочки? (округлые, цветные, большие).

                 У стрекозы? (длинные, вытянутые, прозрачные).

                А глаза у бабочки какие? (маленькие, крошечные, черные, как точки).

                А у стрекозы? (огромные, выпученные, круглые, как шарики).

               А как летает бабочка? (тихо порхает, мешает крыльями).

               А стрекоза? (быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно).

Активизирую Дашу, Василису, Владика.

После чего прошу Алешу описать бабочку, Настю З. – стрекозу.

Дети угадывают про кого дети рассказали.

Воспитатель: Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети: У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель: Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или чего ещё есть крылья? (показ картинок: птица, самолет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе " По медвежьим следам"

Итоговое занятие в конце года для закрепления пройденного материала...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»

Цель:  Обобщение и систематизация  знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...