Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Носова Ирина Алексеевна

Цель:

1) Знакомство со звуками (С) и (С*);

2) Различение звуков (С) и (С*);

3) Знакомство с буквой С;

4) Закрепление понятия «родственные слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к занятию: вязаный снеговик; изображение буквы «С»;  доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.

(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т.д.                                                                                                            – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Стук в дверь.

 - Ребята, вы слышите,  к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.

Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.

- Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?

- Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?

Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.

Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу  в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок.  Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.

2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.

- Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.

Но сначала отгадайте загадки:

1. Прилетают к нам зимою

    И кружатся над землёю.

    Очень лёгкие пушинки.

    Это белые ... СНЕЖИНКИ.

- Молодцы, ребята!                                                                                                                   (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).

2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её… (синичка)

-Давайте на картину поместим и синичку.                                                                                                       (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)

А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.

-Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».

-Какой звук вы слышите первым в этих словах?

- Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?

3. Сообщение темы. Характеристика звука.

-Произнесите звук (С).

-Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)

- Очень много зимних слов на этот звук начинается: сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;

- снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.

- И очень много получается родственных слов к слову снег.

-Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)

-Произнеси те звук (С*).

-Какой это звук? (согласный, мягкий).

А какие зимние слова вы знаете  с этим звуком?

4.Упражненя на развитие фонематического слуха.

1) (на столе разложены картинки большим комом)

-Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.

-Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).

-Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с  мягким звуком (С*).

(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)

-Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.

5. Физминутка.

Снежный ком на снежный ком,

А морковка вместо носа

Не боится он мороза…

Угадали речь о ком?

Знает мал и велик,

Это точно снеговик!

-Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.

(педагог помещает снеговика на доску)

Снежинки пуховые,                (взмахи руками)

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете        (покружиться)

В молчании лесном

И землю устилаете                (присесть)

Блестящим серебром.

6. Фонетический анализ слова.

-Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?

-Правильно с горки должны кататься дети.

(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и  мальчика на санках)

-Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)

-Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)

-Сделаем разбор слова Сима.

(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)

-Какой звук первый? (мягкий согласный (С), значит зелёный кружочек)

-Какой звук второй? (гласный (И), значит красный кружочек)

-Какой звук третий? (твёрдый согласный(М), синий кружок)

-Какой звук четвёртый? (гласный (А), значит красный кружок)

Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.

(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)

7. Знакомство с буквой С.

-Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.

-Правильно, это буква С.

-Посмотрите на букву, на что она похожа?

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

- Пальчиком в воздухе напишем букву «С».

-Возьмите доски, напишите букву на доске.

8. Автоматизация звука в слогах и словах.                                                                             На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.        

Дети читают слоги.

-Напишите эти слоги на своих досках.

Проверьте друг у друга.

9. Итог занятия.

-Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.

-Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.

(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т.д.)

-Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)

- С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).

- вам понравилось на занятии?

-Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.

Каждый ребёнок получает снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия "Звуки П-Пь. Буква П"

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...