Конспект занятия по развитию речи "Звук, буква "П""
план-конспект занятия

Светлана Михайловна Чеботарева

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_bukva_p.docx81.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Звуки (П — Пь), буква П»

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’]

Задачи:  учить давать характеристику звуку.

Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

Познакомить с буквой П.

Развивать мышление, произвольное внимание.

Развивать графические навыки.

Оборудование:

Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).

Предметные картинки на изучаемый звук.

Игрушки: паучок, пингвин

Cчетные палочки.

 

1. Организационный момент

Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

А теперь прижмем губами – па-па-па!

- Ну а сейчас повторим буквы, с которыми вы знакомы.

- Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно….. (Паучок).

- Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его? (Пингвин).

  

2. Сообщение темы

-Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК? (Звук П).

- Какой первый звук в имени ПИН? (Пь).

- Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки? (Звук П – твердый, звук Пь – мягкий).

- Что общего? (Звуки П и Пь согласные, глухие).

- Докажите, что звуки П и Пь согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы).

- Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

- Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

 

Развиваем фонематический слух

Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кружочки. У ПАКА – синий кружок, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кружок, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кружок, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

- Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь, когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

-ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

-Что у тебя? (У меня пуговица).

- Кому дашь?

- Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

И так далее.

- Молодцы! Все картинки разложили правильно.

 

Физкультминутка.

- ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Мы топаем ногами-

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

По кругу мы идем.

 

Развиваем фонематический синтез.

Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:

точка – почка речка — печка

карта – парта лесок — песок

тачка- пачка леченье — печенье

волк – полк зеленка — пеленка

щелка – полка лесенка — песенка

галка – палка лекарь – пекарь

  Игра «Загадки- отгадки»:

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Знакомство с буквой.

- Слышим звуки, а пишем, читаем? (Буквы).

П – похожа на пенек                         Подходящие ворота

Посиди на нем дружок.                    Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из счетных палачек.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

 

Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

C:\Users\Полина\Desktop\1578468403_1.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\360_F_112264591_iqRAmVOtgLN9PBcpynHfNnbEoeVgipMH.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2025/03/30/obuchenie_gramote_p_p.docx_image5.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\83a36fee4da7db9243365f68c3fe0a75.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2025/03/30/obuchenie_gramote_p_p.docx_image1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...