Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ефимова Валентина Геннадьевна

 

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитание интереса к родному языку, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

                                                               (для детей подготовительной группы)

Цели:

обучающие: совершенствовать знания о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;

развивающие: развивать связную речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  1. Штора для доски.  Изображения 10 Гномиков на магнитной доске, магниты. Мешочек. Предметы со звуком «Г»: гантели, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика. Картинка Кота в сапогах. Буква [Г], картинка с изображением Гнома, конверт с картинками(8 штук) сигнальные карточки зеленые и синие.
  2. Пенек, картинки(8штук), 3 схемы – карточки для определения места звука в слове.
  3. Предметы (8штук), 3 корзинки с номером для определения количества слогов в слове, обруч.
  4. Напечатанные слоги (работа в парах).
  5. Кассы.
  6. Ребусы (работы в парах).
  7. Корзина с грибочками (2 штуки).

Ход занятия:

  1. Упражнение на выделение  звуков [г], [г`] в словах, определение твердости и мягкости).

– К нам в гости пришли Гномики (воспитатель приглашает детей за столы).

– Сколько у нас гостей? Сосчитаем глазками.

- А как их зовут, мы прочитаем хором.

– Как вы думаете, почему у одних гномиков синие шапочки, а у других зеленые?

- Гномики пришли с красивым мешочком, посмотрим, что там? Там предметы. Назовите их. (По – очереди извлекаются предметы, дети их называют: гантели, гольфы, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика).

- С какого звука начинается каждое из этих слов?

- Это твёрдый или мягкий звук? Произнесём его.

 Гномик «Ги» знает много чистоговорок. Хотите их узнать?

Га-га-га (га-га-га) – у козы растут… рога.

Гу-гу-гу (гу-гу-гу) – быстро по лугу… бегу.

Ги-ги-ги (ги-ги-ги) – кот, обутый …в сапоги (показать картинку).

- У Гномика «Ги» в имени звук твёрдый или мягкий? Произнесём его.

- Кто может показать букву, которой обозначаются звуки [г], [г`]?

- Как называется эта буква?

Чтение стихотворения воспитателем:

Рано утром мне в окошко кто – то бросил письмецо…

Может ветерок – проказник, тот, что дует нам в лицо?

Я в окошко посмотрела: шапочка мелькнула…

Кто – то спрятался за дом… Догадались? Это….(гном)

- Давайте заглянем в конверт. Да тут картинки… Зачем нам их гномы прислали?

Я поняла, они хотят, чтобы мы потренировались в определение мягкости и твердости звуков (8 предметных картинок, сигнальные карточки). (Воспитатель по – очереди достаёт картинки, дети называют слова, показывают карточку – квадрат).

Словесная оценка воспитателя!

2.  Упражнение на определение  места изучаемых звуков  в словах.

 - А где могут находиться звуки  [г], [г`] в слове?

- А вот гномики этого не знают.  Давайте поможем им выполнить одно интересное задание? Выходите, ребята, на ковёр.

- Посмотрите, на пеньке лежат  картинки. Возьмите по одной картинке. Рассмотрите их. А теперь попробуйте сами определить, где находятся звуки [г] или [г`] в вашем слове,  и положите возле нужной схемы.

Проверка:

- Давайте объясним гномикам, как вы выполнили это задание.

(-Настя, почему ты положила карточку возле этой схемы?

Настя: - Слово гусь. Звук [г] стоит в начале слова).

Словесная оценка воспитателя!

3. Упражнение в определении количества слогов в слове. Игра «Разложи по корзинкам».

- Гномы большие шутники, оставляют задания, а сами прячутся от нас.

- Что же это за задание? Я поняла, дети. Гномы хотят узнать, как вы умеете определять, сколько в слове слогов. Разложите предметы по корзинкам. Если в слове один слог, мы положим предмет в корзинку с номером 1, если 2, в корзину под № 2, а если 3, то в корзину под № 3.

Проверка задания (дети стоят в кругу):

- Я буду доставать предметы из корзинки. Приготовьте ладошки. Проверяем все вместе. (Воспитатель: машина. Дети хором, прохлопывая: ма – ши – на).

Физминутка «Наши гномики проснулись».

Жили-были в домике

Маленькие гномики

 Утром гномики проснулись,

 Ручкой вправо потянулись,

Ручкой влево потянулись,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжали,

 Растирать все ручки стали

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру).

4. Упражнение в составление слов.  «Доскажи словечко» (работа в парах).

- Вот мы уже у Гномиков в гостях. (Сели за столы). Гномики хотят с вами поиграть по полслова называть. Гномик  будет начинать, а вы заканчивать слова, т. е. придумать свое слово (воспитатель  раздает напечатанные слоги). Работаем в парах. У вас минутка, придумайте свои слова.

Проверка:

 - Прочитайте свой слог. Какие слова вы придумали?

Словесная оценка воспитателя!

  1. Упражнение в составлении слов с использованием звуковых карточек.

- А еще наши друзья любят играть в футбол, когда забивают мяч в ворота, что кричат? Давайте научим Гномиков писать это слово, они очень этого хотят.

- Произнесем слово ГОЛ хором медленно и четко.

Проверка:

- Сколько звуковых карточек использовали?

- Молодцы, дети!

 6. Ребусы (работа в парах).

– Ребята, я знаю, что гномики, учатся разгадывать ребусы, но это не всегда у них получается. Поможем?

Словесная оценка воспитателя!

 7. Работа над составлением предложений.

- Гномики очень рады встрече с вами. Смотрите, как они заулыбались, давайте составим предложение со словом ГНОМ.

Проверка (дети произносят составленные предложения).

- В слове ГНОМ, какой звук [г]? (согласный, твердый, звонкий)

- Где он находится?

- Сколько слогов в слове ГНОМ?

-  Вы замечательно потрудились! Сегодня вы много играли с Гномиками, помогали им. Наши друзья хотят угостить вас вот такими грибочками, которые выросли в их сказочном лесу (в корзинках зеленый лист картона со вставленными в них грибочками), а также угостить наших гостей.

8. Продуктивная деятельность.

- А сейчас я предлагаю в свою очередь изготовить  подарки нашим Гномикам. Им очень нравится буква [г], подойдите к столу и выберите себе любой материал, из которого вы хотели бы изобразить их любимую букву.

- Нашим гостям мы скажем: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Знакомство с гласными звуками»

конспект был разработан с целью формирования у детей понятия "гласный звук"....